Меню

Ярусное расположение растений в лесу схема

Ярусность леса

Для леса характерно ярусное расположение древесных растений. Во взрослом лесу основной полог леса образует древостой. В нем могут быть 2 — 3 яруса, отличающихся друг от друга по высоте. I ярус, самый верхний, составляют древесные породы-лесообразователи — главные породы (дуб, ель, сосна, береза и другие). II и III ярусы образуют древесные породы — спутники главных пород, их называют сопутствующими породами (липа, клен, вяз и другие). Их густота обычно значительно меньше I яруса. Иногда II ярус бывает представлен главными породами, но другого возрастного поколения, чем в I ярусе. Подчиненные ярусы в древостое выделяют, если разница их средних высот превышает 20% , а запас древесины составляет не менее 20% запаса основного яруса.

Под основным пологом леса размещается подлесок, состоящий из кустарников. Некоторые кустарники могут образовать самостоятельные заросли (терн, лох, ивы). Подлесок в зависимости от степени сомкнутости древостоя бывает редким или густым.

Важным структурным элементом леса является подрост — молодое поколение древесных растений, возникшее из проросших опавших семян. Особенно большую хозяйственную ценность представляет подрост главных древесных пород. Достаточное его количество может обеспечить возобновление леса при вырубке старого. Подрост под сомкнутым пологом леса живет сравнительно недолго (5 — 7 лет), дольше он выживает лишь в так называемых окнах, т. е. в местах, где сомкнутость верхнего полога нарушена и в просвет проникает к поверхности почвы достаточное количество света. Отмирающий подрост пополняется новым при очередном плодоношении древесных пород. Подрост находится в одном ярусе с подлеском.

Следующим ярусом леса является живой напочвенный покров состоящий из травянистых лесных растений, мхов, лишайников, грибов. Его состояние имеет большое значение в появлении и жизни подроста.

На поверхности земли в лесу образуется лесная подстилка, состоящая из опавших листьев, хвои, веточек, коры, цветков, плодов и других остатков растений и животных. Здесь находится мелкая фауна и большое количество микробов. При разложении лесной подстилки микроорганизмами почва обогащается гумусом и элементами минеральной пищи растений. Нижний слой лесной подстилки постепенно переходит в верхний горизонт почвы.

В расположении корней древесных растений также наблюдается ярусность. Корни главных древесных пород хотя и проникают на значительную глубину (5—б м), но все же основная их масса (90%) сосредоточена в верхнем (50—60 см) слое почвы.

Совокупность всех ярусов леса при некоторой их однородности на каком-либо участке земли называется лесным насаждением. Понятия «лесное насаждение» (будь то естественный или искусственный лес) и «однородный участок леса» равноценны.

Источник

Ярусное расположение растений в лесу схема

Подробное решение экскурсия 2 по биологии для учащихся 5 класса, авторов Т.С. Сухова, В.И. Строганов 2015

Цель: научиться наблюдать взаимосвязи организмов в живой природе, находить доказательства влияния условий среды на живой организм.

1. Зарисуй схему расположения растений в лесу ярусами. Назови известные тебе растения. В отчёте поясни причину ярусного расположения растений.

Верхний, первый ярус представлен основными деревьями первой степени значимости (ель, сосна, дуб). Второй ярус сформирован деревьями второй величины (черемуха, рябина, яблоня). Третий ярус состоит из кустарников, например, шиповника, лещины, калины, бересклета. Четвертый ярус – это травянистый покров (ландыш, грушанка, сныть), а пятый – мхи и лишайники.

Ярусность способствует увеличению числа организмов на единицу площади, ослаблению конкуренции между ними, более полному и разностороннему использованию условий среды.

2. Найди сосну, растущую в чаще леса, её силуэт зарисуй.

3. Зарисуй сосну, растущую на открытом месте. Поясни обе зарисовки сосны, ответив на вопрос: «Влияние какого фактора неживой природы на сосну ты наблюдал?»

Доступ света к растениям в чаще леса неодинаков. Кроны деревьев первого яруса лучше освещены. От верхних к нижним ярусам освещенность уменьшается, так как растения верхних ярусов задерживают долю солнечных лучей. Поэтому у сосны, растущей в лесу нижние ветки высыхают при недостатке света, крона развивается на сомой вершине. У сосны растущей на открытом месте света в достатке и крона равномерная.

4. Рассмотри и зарисуй веточку сосны или ели с листьями-иголками. Приспособленность к какому фактору среды ты наблюдаешь у этих вечнозелёных растений?

У этих вечнозелёных растений игольчатые листья, благодаря чему уменьшается количество снега, который может скапливаться на них зимой. Кроме того, эти листья имеют малую площадь, с которой испаряется влага, покрыты толстой кутикулой, уменьшающей потерю влаги летом.

5. Понаблюдай, каких животных (или их следы) можно встретить зимой. Чем питаются эти животные? Приведи один-два примера.

Зимой можно встретить белку, лису, снегирей, сороку.

В основе беличьего питания — семена различных хвойных деревьев, шляпочные грибы, обладающие высокой питательной ценностью. Отсутствие семян хвойных вынуждает белок употреблять в пищу почки деревьев и кору, плоды лещины (лесные орехи) и желуди, сережки ивы, ягоды, молодую листву дуба и лишайники. Включают в свой рацион белки и различных насекомых, их личинок куколок. Не брезгуют белки птичьими яйцами, могут и птенцов съесть. Могут обгладывать и кости животных, и рога, которые сбрасывают некоторые лесные копытные, например, лоси.

Белки запасают грибы и орехи на зиму. При этом грибы они прячут на деревьях, а орехи напротив, закапывают в землю и листья. Найти свои запасы белка может даже под метровым снежным покровом, благодаря своему исключительно развитому обонянию.

Читайте также:  Клубеньковые растения живут на корнях растений

Питается снегирь семенами, почками, некоторыми паукообразными и ягодами (в частности, рябиной). Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть. Птенцов выкармливает в основном растительными кормами, добавляя насекомых и ягоды.

6. Отметь влияние деятельности человека на лес:

Защита от вредных насекомых.

Восстановление зеленых участков зеленого насаждения посредством посадки новых деревьев.

Создание особо охраняемых природных территорий.

Запрет охоты на отдельные виды или в определённое время.

Подкормка животных зимой.

б) отрицательное.

Браконьерство, вырубка, инициирование лесных пожаров, загрязнение бытовыми отходами, загрязнение воздуха промышленными предприятиями (выбрасывается большое количество вредных соединений в воздух, уничтожающих леса).

Собирая семена, он ухудшает условия естественного возобновления. Особенно это относится к деревьям с крупными съедобными семенами или плодами.

Большой вред лесу наносит и прокладка дорог поперек склонов. На горных склонах вода внутрипочвенным стоком все время течет вниз. Деревья приспособились получать ее из этого стока, а вместе с ней и питательные вещества. После уплотнения почвы при строительстве дороги почвенный сток замедляется, а то и совсем прекращается. Над дорогой начинается заболачивание, а снизу — увеличивается сухость, деревья получают меньше питательных веществ. И то и другое вредно отражается на росте леса и вызывает нежелательную смену растительности.

7. Сделай выводы о влиянии условий среды на живые организмы.

Все условия окружающей среды, влияющие на живые организмы называют экологическими факторами. Среди них различают факторы неживой природы (температура, влажность, свет, ветер, состав почвы или воздуха, рельеф местности). Другую группу составляют факторы живой природы, обусловленные взаимодействием организмов между собой.

Особой группой экологических факторов является деятельность человека, коренным образом изменяющая условия существования организмов. Человек может разрушать одни типы растительных сообществ (вырубать леса, распахивать целинные степи, осушать болота) и искусственно создавать другие (сады, поля, огороды, пастбища, лесонасаждения, парки).

Деятельность человека может неблагоприятно влиять на живые организмы, вызывать исчезновение определенных видов (например, растений, имеющих ценную древесину, красивые цветки или используемых как лекарственные), нарушение устоявшихся взаимосвязей в сообществах. Вследствие этого множество видов уже исчезло с лица нашей планеты (вымерли), а еще больше нуждаются в охране.

Человек должен охранять все организмы, населяющие нашу планету, но особое значение имеет сохранение и воссоздание именно растительности, так как от нее зависит жизнь на Земле.

8. Оформи отчёт об экскурсии.

Источник

Распространение цветковых [покрытосеменных]

Цветковые растения занимают доминирующее положе­ние в современном растительном мире. Благодаря различным приспособлениям к условиям окружающей среды они обита­ют почти повсеместно на земном шаре, образуя леса, луга, покрывая горы и холмы. Многие цветковые растения при­способились к жизни в водоемах, другие обитают на болотах.

Ярусы леса

Существуют многие виды растений, обитающих в лесах и пресно­водных водоемах. В лесу растения располагаются ярусами. Это позволяет разным растениям оптимально использовать свет для фотосинтеза.

Верхний ярус леса (первый)

Верхний (первый) ярус леса образуют самые светолюби­вые растения — береза, клен. липа, осина и др.

Второй ярус леса

Второй ярус образуют ива. рябина, черемуха, яблони.

Третий ярус леса

Третий ярус занима­ют кустарники — калина, крушина, лещина и др.

Четвер­тый ярус леса

В четвер­том ярусе располагаются кустарнички — голубика, брусника, черника, а также травянистые растения — купырь, марьянник, сныть, чина (рис. 175) и др.

Нижний ярус леса

Нижний ярус составляют теневыносливые растения. Из покрытосеменных это — кислица, копытень и др.

Ярусы луга

Луга, в отличие от лесов, образованы травянистыми рас­тениями. В травостое луговых сообществ в зависимости от преобладания растений разных размеров можно выделить до четырех ярусов: высокотравье, мелкотравье, низкотравье и приповерхностные растения.

Высокотравье

Побеги высоких трав достигают 80-100 см и более. К этой группе относятся костер безостый, таволга вязолистная, василистник желтый (рис. 176), крупные осоки и многие другие.

Мелкотравье

Мелкие травы имеют побеги от 15-20 до 30-40 см. В эту группу входят мятлик луговой, овсяница красная, не­которые виды клевера и др.

Низкотравье

Низкотравье — это небольшие растения высотой менее 15-20 см (белоус, мятлик однолетний, низкорослые осоки, лядвенец рогатый, клевер ползучий, клевер пашенный, гвоздика травянка, вероника дубравная, манжетка) (см. рис. 176).

Приповерхностные растения

В приповерхностном слое растут мелкие цветковые расте­нии, часто с лежачими или ползучими побегами (вербейник монетчатый, очиток едкий, вероника лекарственная, ти­мьян ползучий).

Болото

На болоте из цветковых растений встречаются сабельник болотный (рис. 177). белокрыльник болотный, вахта, пушица, морошка, а также уже знакомое вам насекомоядное рас­тение росянка круглолистная. Обычны здесь кустарнички голубика, клюква, иногда брусника, кустар­ник багульник болотный (см. рис. 177). Из деревьев встреча­ются низкорослые березы и ивы. Материал с сайта http://wiki-med.com

Пресноводные водоемы

Достаточно много цветковых растений обитает в пресных водоемах или около них. Типичные прибрежные растения во­доемов тростник, аир, ежеголовник, стрелолист, рогоз, су­сак зонтичный (рис. 178).

Среди водных растений есть такие, корни которых при­креплены к грунту, а листья плавают на поверхности. Это кувшинка, кубышка, рдест, водокрас (см. рис. 178). В толще воды растут роголистник, элодея канадская. На поверхности воды стоячих водоемов и тихих заводей рек плавает ряска, образуя порой целые ярко-зеленые ковры.

Читайте также:  Растения растущие в пустынях и полупустынях

Источник

Конспект занятия «Ярусное расположение растительности в лесу»

Дата проведения : 06.12.2017г.

Состав учебной группы: 12 человек (7 девочек, 5 мальчиков), 4 класс (10-11 лет).

Цель: познакомить учащихся с ярусным расположением растительности в лесных фитонценозах Ханты-Мансийского автономного округа.

Расширить знания учащихся о ярусности, основных жизненных формах растений, доминирующем виде;

Развивать умение распределять растения леса по ярусам;

3. Воспитывать активного защитника природы.

Форма учебного занятия: практическое занятие.

Фома организации работы: групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.

Методы организации: беседа, рассказ, работа по инструктивным карточкам.

Тип занятия: изучение нового материала.

Образовательные технологии: системно-деятельнстный подход.

Материально-техническое оснащение занятия: ноутбук, проектор, инструктивные карточки, гербарий, презентация.

Организационный момент – 5 минут.

Рефлексия – 5 минут.

Повторение пройденного – 20 минут.

Основная часть – 30 минут.

Закрепление и обобщение пройденного – 20 минут.

Итог занятия – 5 минут.

Рефлексия – 5 минут.

Ребята! Сейчас я прочитаю загадку, а вы вспомните, о чем мы вели разговор на прошлых занятиях.

В начале нашего занятия я предлагаю вам поделиться вашим настроением со всеми окружающими, листья деревьев, которые я вам раздала, разделите пополам и раскрасьте одну из половинок в цвет вашего настроения.

III . ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.

Давайте вспомним, какие типы лесов можно встретить на территории ХМАО, и что такое тип леса?

Перед вами инструктивная карточка попробуйте определить, какому дереву принадлежат данные листья, и тип леса в котором это дерево может произрастать.

Ваши знания о древесных породах пригодятся вам при разгадывании кроссворда, кроме того, вы узнаете, кто заботится о лесе, охраняет его.

Ребята, а теперь поработаем с гербарием древесных пород.

Сегодня мы будем говорить с вами о ярусности. Как Вы думаете, что такое ярусность? Какое бы Вы дали определение данному понятию?

Зарисуем схему ярусного расположения растений в лесах ХМАО.

Ребята! Распределите предложенные растения по ярусам (работа по инструктивной карточке).

Мы теперь знаем, что такое ярусность, а как вы думаете, что такое основные жизненные формы растений?

Зарисуйте в тетрадях схему и заполните ее, вписав растения разных ярусов.

Как мы с вами говорили в начале занятия, существует несколько типов лесов, все они разные, а как вы думаете, от чего зависит, название лесного фитонценоза?

(Работа по инструктивной карточке).

V . ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.

Сейчас мы разделимся на команды. Для этого выберите квадраты разных цветов и по цветовой гамме разделитесь на три группы. Поочередно все команды будут выполнять задания ( работа по инструктивным карточкам ).

В конце занятия я предлагаю вам вернуться к нашим листочкам и отметить ваше настроение, раскрасив вторую их половину в цвет вашего настроения.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Лес — это самое прекрасное, это дом для растений и животных. Вспомните, когда вы последний раз были в лесу. Что вы чувствовали? Что вас окружало? Поделитесь своими впечатлениями.

Дети раскрашивают половинку листа основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – я готов действовать, активен;

желтый – я готов поиграть, весел;

зеленый — я готов работать самостоятельно, спокоен;

коричневый – я не хочу работать, мне грустно.

Тип леса – это совокупность лесных фитонценозов, произрастающих в сходных почвенно-гидрологических условиях и имеющих сходный видовой состав ярусов и сходную структуру сообществ.

Работа по иллюстрациям различных типов лесов (Демонстрационный материал).

Леса бывают лиственные, хвойные и смешанные. В округе преобладают хвойные леса: сосновые, кедрачи, елово-пихтовые и лиственничные. Из лиственных лесов преобладают березовые.

по программе «Растения, животные и человек

в экосистемах ХМАО. Охрана природы» I год обучения.

Определите, с какого дерева лист.

Назовите тип леса, в котором произрастают данные деревья.

Кто отгадает кроссворд, тот узнает название охранника леса.

Что является домом для ели? (Лес.)

Я сестра родная елки, но мои длинней иголки. (Сосна.)

Я обманщица большая, я всех вас перехитрю:
И не елка, не сосна я, а с иголками живу. (Лиственница.)

У какого дерева при малейшем ветерке дрожат ли сточки? (Осина.)

В ходе работы с гербарным материалом детям предлагается определить по 2 древесных породы и ответить на следующие вопросы:

Какое это дерево?

Лиственное оно или хвойное? Как ты это определил?

В каком типе лесов может произрастать?

(Например: Ель сибирская; хвойное дерево, определили по хвоинкам, иголочкам; произрастает в хвойном или смешанном лесу.)

Всякий биоценоз имеет свою собственную структуру. Она определяется расположением особей различных видов по отношению друг к другу, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Это пространственная структура.

Ярусность – распределение организмов в сообществах по вертикали. У растений ярусность вызвана конкуренцией за свет и воду, а у животных – за пищу.

Читайте также:  Занятия по уходу за растениями в детском саду

Ярус — это структурная часть фитоценоза, объединяющая виды растений приблизительно равной высоты со сходной требовательностью к световому режиму во взрослом состоянии. Лесные фитонценозы имеют сложное ярусное строение. В лесной зоне ХМАО можно выделить 4 яруса: 1 ярус составлен деревьями, 2 ярус – кустарниками, 3 ярус – кустарничками и травянистыми растениями, 4 ярус – мхами и лишайниками. Ярус мхов и лишайников обычно располагается на уровне почвы, отчасти и на стволах деревьев. Ярус травянистой растительности бывает различной высоты (в сибирской тайге – до двух метров). Следующий ярус в лесу – кустарниковый. Он достигает восьмиметровой высоты. Последний лесной ярус – древесный, состоит из высоких деревьев. В соответствии с ярусным расположением растений распределяются в лесу и животные. Все, что растет на земле, для того чтобы выжить подчинено закону надземной ярусности . Этому закону подчинено все живое на земле. Такому же закону подчинено и всё живое под землей и растения, и животные и это закон подземной ярусности . Ярусность существует и в почве. Ее определяет характер залегания корневой системы различных растений.

Схема ярусного расположения растений в лесном фитонценозе.

I – древесный ярус, состоящий из 2-х пологов, II – кустарниковый ярус, III – травяно-кустарничковый ярус, IV – мохово-лишайниковый ярус.

по программе «Растения, животные и человек

в экосистемах ХМАО. Охрана природы»

Распределите предложенные растения по ярусам, вписывая их названия в соответствующее окошко, напишите название яруса:

Береза, рябина, сосна обыкновенная, шиповник, брусника, кукушкин лен, кипрей, ландыш, осина, малина, сосна кедровая сибирская, голубика, ягель, купена, черника, плаун.

(1 ярус – древесный: береза, сосна обыкновенная, осина, сосна кедровая сибирская; 2 ярус – кустарниковый: рябина, шиповник, малина; 3 ярус — травяно-кустарничковы: брусника, кипрей, ландыш, голубика, купена, черника; 4 ярус — мохово-лишайниковый: кукушкин лен, ягель, плаун).

Жизненная форма – форма растения, возникшая в результате длительного приспособления к местным экологическим условиям (низкой температуре воздуха, и почвы, избыточной влажности, короткому вегетационному периоду и т.д.), выраженная в морфофизиологических особенностях. Основными жизненными формами растений нашего округа – деревья, кустарники, кустарнички и травы.

Деревья – жизненная форма растений с сохраняющимся всю жизнь многолетним одревесневшим главным стеблем (стволом) и ветвями, образующими крону. Основными деревообразующими породами таежных лесов ХМАО является сосна обыкновенная, кедр сибирский, ель сибирская, пихта сибирская, лиственница сибирская – хвойные; среди лиственных – береза, осина, в меньшей мере ивы и тополя.

Кустарники – многолетние деревянистые растения, ветвящиеся у самой поверхности почвы и не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, высотой до 6 м, продолжительностью жизни от 10 до 20 лет. К кустарникам относятся – рябина сибирская, спирея (таволга) иволистная, можжевельник обыкновенный, различные виды ив (корзиночная, серая, ушастая, лопарская, черничная), черемуха обыкновенная.

Кустарничек – низкорослый кустарник (высотой до 60 см). Выделяют вечнозеленые (брусника, клюква болотная, багульник болотный) и листопадные (черника, голубика, толокнянка).

Травы – это растения, не имеющие одревесневшего побега. Травянистые растения делятся на однолетние и многолетние. Основные представители травянистых растений ХМАО – кислица обыкновенная, вороний глаз, седмичник, линнея северная, грушанка, майник двулистный, кипрей и т.д.

Сосна кедровая сибирская – (Кедрач).

Ива обыкновенная – (Ивняк).

Каждой команде по очереди предлагается выполнить три задания, за правильное выполнение задания начисляются баллы команда, набравшая наибольшее количество баллов объявляется победителем и получает звание «Лучший знаток лесов ХМАО».

по программе «Растения, животные и человек

в экосистемах ХМАО. Охрана природы»

Дать полную характеристику 5 растений по схеме:

Дерево, кустарник, кустарничек, трава.

К какому ярусу относится.

В каком лесу произрастает: хвойном, лиственном, смешанном.

(Например: Рябина обыкновенная; кустарник; 2 ярус; произрастает в лиственном или смешанном лесу.)

За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты.

Перед вами иллюстрации растений и животных одного лесного фитонциноза. Зарисуйте схему ярусного распределения растений в данном фитонцинозе и назовите его.

(Например: Хвойный лес. Ель сибирская, пихта сибирская, майник двулистный, можжевельник обыкновенный, багульник, седмичник, сфагнум, кукушкин лен, белка, клест, куница, медведь, глухарь.)

За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты.

Определите растения по гербарию /предлагаются 5 растений/.

(Например: Ель сибирская, седмичник, голубика, кукушкин лен, шиповник).

За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты.

Что нового вы узнали на занятие?

Ярусность, что это, для чего она нужна растениям?

Доминирующий вид это?

Дети раскрашивают листья основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – мне понравилось занятие, я узнал много нового;

желтый – мне понравилось играть, я повеселился с друзьями;

зеленый – я узнал много интересного для себя, мне было комфортно;

коричневый – мне не понравилось занятие, я ничего не узнал.

Иванова, Н.А. Экология леса. Хрестоматия: учебно-методическое пособие/ Н.А. Иванова, Т.В. Сторчак, Г.Н. Гребенюк. Ханты-Мансийск, — 2006.

Тарабарина, Т.И. И учеба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова. Ярославль, — 1998.

Источник

Adblock
detector