Меню

Ярусное расположение растений в лесу зимой

Окружающий мир в 4-м классе «Лесная зона России»

Задачи урока:

  • Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным миром.
  • Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, дополнительной литературой, гербарием.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, печатная тетрадь, гербарии растений лесной зоны, настенная карта природных зон, фотографии с изображением изучаемых объектов, музыка.

План урока

Этап

Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Проверка знаний и умений.

Работа по новой теме.

Викторина «Хорошо ли вы знаете растения леса?»

Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Звучит запись «Голоса птиц».

— Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
С.Погореловский

— В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего урока. Как вы думаете, в какую природную зону мы с вами будем сегодня изучать? (В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лесную зону.)

— Да, это так. Тема, которую мы будем изучать – «Зона лесов. Растения зоны лесов». (Запись темы на доске.)

— А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие растения растут.)

— Почему автор говорит дважды: «Здравствуй, лес, дремучий лес…»? Что значит «дремучий»? («Дремучий» — это значит «тёмный, страшный, как в сказке». Но ведь не все леса темные. Например, в берёзовой роще светло и весело.)

— Хорошие высказывания. Мы действительно должны найти ответ на вопрос: Почему одни леса тёмные, а другие – светлые? Но об этом немного позже. Мы не можем начать изучать тему, не приведя в систему знания, которые мы изучали в предыдущей теме.

II. Проверка знаний и умений.

— Какую природную зону мы изучали на предыдущем уроке? (Это была зона тундры.)

— Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней знаете.

Заслушивается ответ ученика и дополнение класса.

— О каких растениях и животных вы бы хотели рассказать одноклассникам?

Заслушивание докладов, приготовленных дома.

— Какой доклад вам понравился больше и почему?

Работа в печатной тетради. Самостоятельная работа на странице 24-25 №39.

Тундра

Вопросы

Варианты ответов

Какие растения встречаются в тундре?

Лемминги
Гуси
Белые куропатки
Полярные волки
Стрехи – белые журавли
Травы
Подберёзовики
Белые совы
Подосиновики
Ягодные кустарники
Розовые чайки
Кустарники
Лишайники (ягель)
Олени
Дуб
Таймырский заповедник
Карликовые деревья
Горностаи

Знаешь ли ты, какие млекопитающие обитают в тундре?

Какие птицы слетаются весной на болота тундры?

Знаешь ли ты, какие животные этой зоны занесены в Красную книгу России?

Как называется заповедник этой зоны?

Как называются маленькие мышевидные грызуны, от численности которых зависит жизнь хищников тундры?

Какие грибы встречаются в тундре?

Какие животные меняют белую зимнюю окраску на летнюю – серовато-коричневую?

Таблица ответов

Индивидуальная работа по карточкам

  1. Запиши две-три цепи питания, сложившиеся в тундре.
  2. Перечислите экологические проблемы тундры.
  3. Соедини линиями причины и следствия природных явлений.

Зима в тундре долгая и морозная

Поэтому в тундре образуются болотца и озерки

Солнце в тундре поднимается выше, чем в Арктике

Поэтому животные имеют толстый слой жира

Слой вечной мерзлоты не пропускает воду

Поэтому в тундре, теплее чем в Арктике

III. Работа над новой темой.

1. Звучит первый куплет песни «Лесной марш» (сл. П.Синявского, муз. Ю.Чичикова).

2. Работа с картой и учебником страница 60-61.

— Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

Карточка – «Помогай-ка» (раздается на каждую парту):

  1. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
  2. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
  3. Какая у зоны лесов земная поверхность?
  4. Какая она в сравнении с другими природными зонами?
  5. Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.

Учитель показывает учащимся на настенной карте и одновременно рассказывает, что зона лесов России расположена южнее зоны тундры. Огромным массивом тянется она от Кольского полуострова до Тихого океана.

— Каковы особенности неживой и живой природы зоны, расположенной южнее тундры?

Зима в северной части зоны лесов еще суровая, но не такая долгая, а лето теплее и продолжительнее, чем в тундре. Как и в тундре, здесь есть слой вечной мерзлоты. Но он успевает за лето оттаять на большую глубину. Это важно для растений, особенно для деревьев, у которых корни располагаются довольно глубоко.

А в более южных районах лесной зоны вечной мерзлоты вообще нет. Зимой здесь промерзает лишь поверхностный слой земли. Чем больше растений, тем интенсивнее образуется почвенный слой. Толщина почвы в лесной зоне намного больше, чем в тундре. И ее верхний слой более плодородный.

Разным растениям требуется различное количество света, тепла и влаги, поэтому характер лесов при продвижении с севера на юг изменяется.

3. Работа с иллюстрацией на стр.84-85 .

Художница Нина Юрьевна Карташова показывает, как изменяется характер лесов с севера на юг: хвойные деревья – смешанный лес – мелколиственные деревья – широколиственные деревья.

4. Работа с учебником стр. 84-85, чтение статьи.

Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише –
Деревцо все выше, выше.

IV. Продолжение новой темы.

1. Растения зоны лесов.

а) Рассказать о характерных особенностях каждой из частей природной зоны лесов.

— Чем отличается лесотундра от тайги.

В лесотундре много перелесков, состоящих из корявых сосен, елей и лиственниц. А тайга – это густой лес из хвойных деревьев. Тайга занимает большую часть Сибири и северные территории Европейской части России. В таежных лесах растут ель, пихта, сосна, лиственница, сосна сибирская (ее еще называют кедровой сосной).

Демонстрация гербария веточек этих растений.

Хвойные деревья менее требовательны к теплу, чем лиственные. Поэтому они лучше прижились на севере лесной зоны, где зима суровее, чем в южной части этой зоны, занятой лиственными лесами. Под хвойными деревьями произрастают мхи, папоротники, ягодные кустарнички: черника и брусника. Упавшая хвоя затрудняет рост травянистых растений и кустарников. На северо-востоке России таежные леса состоят в основном из лиственницы.

— Почему дерево получило такое название?

Южнее тайги зима гораздо мягче, а лето продолжительнее. Эти условия более благоприятны и для лиственных деревьев. Поэтому здесь расположены смешанные леса, в которых рядом с соснами и елями растут березы, осины и другие мелколиственные деревья.

— А какие деревья преобладают в широколиственных лесах?

б) Работа с учебником стр.87, чтение статьи учебника учениками.

Это теплолюбивые деревья с крупными листьями: дуб, клен, вяз, липа, ясень, бук.

Рассмотреть гербарий растений широколиственного леса.

в) Ярусное расположение растений в лиственном лесу (стр. 87 – рисунок).

V. Викторина «Хорошо ли вы знаете растения леса?»

Примерные вопросы для викторины:

  1. Какое хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму? (Лиственница.)
  2. Какое ядовитое растение леса носит название птичьего глаза? (Вороний глаз.)
  3. Какие лесные кустарнички не знают листопада? (Брусника. С зелеными листьями она уходит под снег. Не роняют листья также вереск, клюква.)
  4. Какое дерево в лесу весной дятла поит? (Береза.)
  5. Какой весенний цветок в лесу четырежды меняет свой цвет? (Медуница. Он распускается розовым, через несколько дней становится пурпурным, потом фиолетовым, а когда отцветает, лепестки у него синие.)
  6. Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)
  7. Почему говорят: «Дрожит как осиновый лист»? (Черешки у листа осины длинные, в верхней части сплюснутые, а в середине тонкие. Поэтому они неустойчивы и трепещут при малейшем ветре.)
  8. О каком дереве говорится в загадке: «Зеленая, а не луг, белая, а не снег, кудрявая, а без волос»? (Береза.)
  9. Почему березу называют кудрявой? (Листья березы растут на длинных тонких веточках. Когда дует ветер, они качаются, изгибаются и как бы закручиваются.)
  10. Почему сосновый лес называют «краснолесьем»? (У сосны ствол наверху медно-красный, блестит на солнце. Внизу кора другая – коричневая.)
  11. Почему дуб называют богатырем леса? (Потому что он красивый, могучий, самый крупный из деревьев, у него и древесина твердая, крепкая.)
  12. Найдите ошибки в рассказе одного ученика: «В апрельский день я гулял по лесу и видел цветущие ветреницы, перелески, васильки и ромашки. Я отдохнул под цветущей липой и возвратился домой». (В апреле цветут ветреницы и перелески, а васильки, ромашки и липа – намного позже).
  13. У какой лесной ягоды семена снаружи? (У земляники.)
  14. Для чего землянике усы? (Для размножения.)
  15. Какое хвойное дерево считают национальным деревом России? Почему? (Лиственницу. Это дерево наиболее распространено в России.)
  16. Почему лесоводы иногда называют березу «доброй няней елей»? (Потому что всходы елей под пологом молодого березняка не гибнут; спасаются от заморозков и от обжигающих лучей солнца.)
  17. В каком лесу растут лишайники? (Лишайники растут только там, где чистый воздух.)

VI. Закрепление.

— Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)

— Запишем это в схеме:

— Запишите в каждый столбик названия деревьев, которые растут в том или ином лесу, которые вы запомнили (по 2-3 дерева).

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Домашнее задание.

— Следующий урок будет посвящен животным леса. Вам необходимо подготовить сообщение об одном животном. Сообщения должны содержать новые и интересные для одноклассников сведения. Сообщения можно проиллюстрировать рисунками.

Страница 84-87 учебника.

Список литературы

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: 4 класс. Учебник: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2009г.
  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г., Окружающий мир: 4 класс. Тетрадь для самостоятельных работ №1.- М.: Академкнига/Учебник, 2009г.
  3. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. М.: «ВАКО», 2004.
  4. Энциклопедия для детей т.3. География. /Главный редактор М.Аксенова/.- М.: «Аванта», 2004г. /Статья Тундра и лесотундра / В.Грачев, И.Забелина/ стр.514-516.
  5. «Мир вокруг нас», географический атлас для детей. /Главный редактор Жданова И.К./ М.: ТОО «Тривиум» Росткартография 1989 г., 1994 г.
  6. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г., Окружающий мир: 4 класс. Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2009г.

Источник

Зимний сон деревьев

— Не ошибусь, если напишу, что многим из нас, живущим в местах, где зима длится 5-6 месяцев, хотелось, чтобы зимы вообще не было. С зимой приходят лютые холода, жизнь человека кардинально меняется и её качество очень зависит от внешних обстоятельств. Тем не менее, большую часть зимы человек проводит в теплых помещениях и может тепло одеться. А как же чувствуют себя лесные растения зимой, у которых одна только одежда-снег? Как они переживают долгую холодную зиму? И нужна ли она им? Что может интересного происходить в зимнем лесу?

Наверное, первая ассоциация, возникающая у человека со словами «Зимний лес» – «сказочный» лес. Действительно, лес особенно красив и выглядит сказочным, когда выпадает много снега. Припорошенные снегом деревья напоминают гигантских сказочных персонажей, кругом лежат пушистые сугробы, снег в лесу белоснежный и слегка искрится на солнце. Если присмотреться, то растения в зимнем лесу кажутся нам совершенно безжизненными. А между тем и зимой, в самые трескучие морозы, жизнь деревьев и кустарников продолжается, хотя и не такая интенсивная.

Действительно, природа заложила глубокий смысл в данный процесс, т.к. доказано, что фаза зимнего покоя является непременным условием нормального роста деревьев в вегетационный период. В период длительного зимнего покоя растения не просто отдыхают, а накапливают силы. В холода активно развивается так называемая образовательная ткань, из которой впоследствии возникают новые клетки и ткани дерева. Как у вечнозеленых деревьев и кустарников зимой, так и у листопадных закладываются зачатки листьев в вегетативных почках и элементы цветков – в цветочных почках. Без этого предстоящий весной переход растительного организма к активной жизнедеятельности был бы попросту невозможен.

Вот почему для большого числа растений, и прежде всего для всех многолетних форм, покой – обязательное условие нормального роста в период вегетации . Способность деревьев погружаться в состояние покоя развивалась в ходе длительной эволюции и стала важнейшим механизмом приспособления к неблагоприятным и суровым внешним условиям. Подготовка к зимнему периоду у растений происходит задолго до наступления холодов. Это проявляется, в первую очередь, прекращением активного роста и закладкой верхней почки. До наступления холодов молодой древесный покров должен достаточно затвердеть, чтобы выдержать самые длительные морозы. Остановка роста объясняется также необходимостью запаса большого количества питательных веществ, особенно крахмала. Деревья, с большим запасом питательных соков, как правило, легко переносят мороз. Последний этап подготовки – сбрасывание листьев, этот процесс также происходит для того, чтобы растения не погибли зимой, вследствие испарения влаги с поверхности листочков, обезвоживания и замерзания. Хвойные деревья не сбрасывают хвою зимой, но, чтобы избежать гибели в мороз они «включают» механизм закрытия устьиц и увеличивают количество воска, защищающего зеленую часть растения.

Тем не менее, как бы растения не подготовились к зимнему периоду, есть много опасностей, подстерегающих растения в этот сложный период. Достаточно серьезная опасность для деревьев зимой – налипание мокрого снега на ветви. Под его тяжестью ветки и даже стволы деревьев и кустарников сгибаются до самой земли, могут ломаться. Конечно, у некоторых деревьев, таких как ель, пихта, снег на ветках не очень задерживается. Их ветви – лапы – наклонены к земле и наклоняясь еще ниже под тяжестью снега, просто стряхивает с себя груз. Существует еще одна опасность для лесных деревьев зимой, которая страшней, чем морозы – это ледяной дождь . Во время ледяных дождей на растениях образуется ледяная корка, достигающая иногда значительной толщины. Под ее тяжестью ломаются ветки, сучья, сгибаются в дугу молодые деревья, кустарники и далеко не все из них смогут выпрямиться весной, а некоторые и вовсе погибнут. Опасны также внезапные резкие колебания температуры , аномально теплые, или «провокационные» зимы, вымокание в талой воде весной, выпирание и разрыв корней ледяной прослойкой, образующейся в почве, нагрев стволов и ветвей солнечными лучами при сильных морозах, иссушение солнцем и ветром стволов при отсутствии сокодвижения.

А морозы… Они, конечно, являются серьезным испытанием для деревьев – при особо суровых морозах промерзшие насквозь стволы могут даже трескаться – на них образовываются так называемые морозобойные трещины. Тем не менее, для большинства деревьев, особенно зимостойких, они не опасны. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает растения и тогда им не страшна никакая стужа. Известно, что наиболее зимостойкими лесными растениями являются большинство хвойных: лиственница, (например лиственница даурская переносит морозы до -75°), сосна, кедровый стланик, можжевельники.

Зимой в лесу происходит еще один важный процесс – распространение семян. Во время сильных морозов растрескиваются шишки у елей и сосен, и семена, медленно вращаясь, разлетаются на небольшие расстояния. Упав на снежный пласт, они скользят по его твердой и гладкой поверхности и преодолевают значительные расстояния. Свободно проносящийся зимний ветер подхватывает в это время и уцелевшие с осени легкие семена берез, он гонит их до тех пор, пока они не задержатся в какой-нибудь глубокой ямке. Часто такой ямкой оказывается чей-нибудь след. После стаивания снега семена осядут на влажную землю и прорастут. Зимой высыпаются семена из ольховых соплодий, которые мы привычно называем шишками. Зимней порой продолжают расселяться деревья и кусты, дающие ягоды – их семена разносят лесные птицы, питающиеся мякотью плодов.

В разных частях территории Алтайского заповедника климат существенно различается. В юго-восточной части заповедника климат резко континентальный и отличается суровыми условиями для жизнедеятельности растений и животных – зимой морозы здесь нередко достигают
— 50°С. Северная часть заповедника, отличается снежными и сравнительно мягкими зимами. В прителецкой части заповедника климат находится под влиянием большой массы воды Телецкого озера, поэтому здесь свои специфические микроклиматические условия. Это в свою очередь отражается на состоянии прителецких лесных массивов, особенно в зимнее время.

В окрестностях кордона Байгазан лес зимой не кажется безжизненным и мрачным. Склон южной экспозиции, на котором расположен кордон, получает большое количество света и тепла, снежный покров здесь не очень мощный, в округе растет разреженный лес с преобладанием сосны и берёзы. Встречаются в древостое также кедр и пихта, лиственница и осина. В целом же заповедный лес выглядит живописно и для нас, жителей кордона всегда остается немножечко волшебным. Очень красив лес зимой во время сильных морозов. Вы спросите почему? Дело в том, что испаряющаяся вода из Телецкого озера оседает на ветвях деревьев толстым белым слоем.

Осевшая изморозь очень красиво искрится на солнце, превращает лес в замысловатую ажурную конструкцию. Очень тяжело приходится тем деревьям и кустарникам, которые растут рядом с берегом – слой инея на них бывает настолько внушительным, что растения сплошь покрыты холодным белым панцирем. Это доставляет растениям много проблем – ветки под такой тяжестью не выдерживают – сильно наклоняются и ломаются. Но, стоит подуть ветру, и вся эта красота летит с деревьев белым облаком, освобождая пленниц от оков, распрямляют тогда они свои ветки и радостно подставляют солнышку заиндевевшие «ладошки». После зимовки деревья медленно, но неуклонно начнут восстанавливать жизненные процессы, возобновляя свой рост – побегут по их стволам под темной корой жизненные соки, а как только пригреет солнце – побегут они еще быстрее. И тогда набухнут и лопнут почки, появятся нежные зеленые листочки, зазеленеет крона. Запоют птицы. И всем будет ясно: никогда жизнь и не пропадала. Просто спал зимой лес, деревья спали.

Источник

Читайте также:  Теневыносливые растения для кислых почв

Растения © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector