Меню

Ярусное расположение растений в парке

Как использовать принцип ярусности в посадках

Если сад кажется плоским или чересчур «рваным», сформируйте его на разных уровнях — как минимум на трех

Ярусность — один из главных приемов ландшафтного дизайна: пространство становится наполненным, подчеркиваются его структура и разнообразие. Основная идея состоит в том, что растения размещаются в саду на нескольких уровнях. Реализовать этот принцип можно по-разному — используя разновысокие растения либо располагая их особым образом, чтобы создать многоуровневый сад.

Ярусность растений в лесу воспринимается как данность. Кажется естественным, что лес состоит из деревьев, кустарников, трав, которые распространяют свои листья на разной высоте. Каждый вид получает необходимое количество воздуха и света, а также добывает питание на различной глубине. Кроме ярусов леса, подобное размещение характерно и для луговых растений. Это естественный результат конкуренции видов за жизненное пространство и питание.

Садовые композиции, построенные по такому же принципу, — от малых цветников до сада в комплексе — приобретают выразительность и завершенность. Подобные композиции кажутся более объемными и выразительными

Ярусность растений в саду работает по тому же принципу — видовая конкуренция снижается, и растения выглядят более здоровыми и сильными, а уход за ними становится менее трудоемким Однако ярусный принцип высадки садовых растений шире понятия ярусов леса. Он может быть реализован разными способами.

Это не означает, что подобный прием работает только в естественных ландшафтах. В нарочито рукотворных садах ярусность — ландшафт на разных уровнях — тоже эффективна.Разделение садовых растений по высоте будет несколько отличаться от принятой классификации ярусов леса. Кроме того, оно довольно условно, но поможет сориентироваться при подборе садового ассортимента.

– Верхний ярус представлен высокими деревьями.

– Следующий ярус — невысокие деревья и крупные кустарники. Сюда можно отнести многие плодовые деревья, которые обычно ниже своих лесных сородичей. Из кустарников стоит отметить такие виды, как боярышник (Crataegus), сирень(Syringa), калину (Viburnum), вейгелу (Weigela) и другие, представленные в свободной форме роста.

– Среднерослые кустарники, деревья плакучей и штамбовой форм. Если кустарники подвергаются формирующей обрезке, то они зачастую ниже, чем растущие свободно. К этому ярусу можно отнести лианы на шпалерах, перголах и вертикальных опорах, а также некоторые рослые травянистые растения: мальвы(Malva), дельфиниумы(Delphinium), коровяк(Verbascum) и другие.

– Низкие кустарники и некоторые сорта крупных многолетников: пионов, флоксов (Phlox), люпинов(Lupinus), лилейников(Hemerocallis) и других.

– Средне рослые травянистые растения.

– Низкие и почво покровные растения, которые буквально стелются по земле.

Повторюсь, это разделение достаточно условно, принадлежность растения к тому или иному ярусу зависит не только от вида, но и от сорта и формы выращивания. Благодаря этому ярусность растений можно использовать даже в моновидовых цветниках, выбирая сорта разной высоты. Например, флокс метельчатый (Phlox paniculata) станет в цветнике верхним ярусом, флоксы толстолистный (Phlox carolina), Арендса (Phlox arendsii), яйцевидный (Phlox ovata) подойдут для средних ярусов, а стелющиеся флоксы Дугласа (Phlox douglasii) и шиловидный (Phloxsubulata) — для нижнего.

Кроме того, в зависимости от масштаба участка самый верхний ярус может быть представлен более низкими растениями — кустарниками или даже крупными многолетниками. Принцип ярусности все равно работает, просто общая высота композиции уменьшается.

Более того, этот прием стоит использовать в разном масштабе — как в саду в целом, так и в отдельных его элементах: цветниках, бордюрах, даже в огороде. Таким образом, ландшафт становится более сложным, «читаемым» на разной дистанции — как на удалении, так и изнутри.
Совет: При формировании садовой композиции следите, чтобы в ней были представлены растения разных ярусов — по меньшей мере трех. На фоне крупных видов высаживайте более низкие, а у их подножья — растения следующего яруса. В зависимости от того, создаете вы цветник либо одиночную группу растений, каждый ярус может быть представлен как одним экземпляром, так и массивом.

В результате цветник и сад становятся визуально наполненными. Задний план из высоких растений выступает в качестве фона, средний дополняет его, нижний — закрывает пустующие места между высокими экземплярами. Таким образом мы создаем цветущую плоскость, а нижнюю часть, которая у многих рослых видов не отличается декоративностью, дополняем пышным нижним ярусом.

Этот же принцип используют и при создании все сезонного сада. Низкие растения первого яруса радуют нас весенним цветением, когда сад еще не достиг полной декоративности. А осенью нижний ярус прикрывает увядающие листья и пустеющие уголки.

2.Формирование пространственных планов
Сделайте сад более объемным — подчеркните глубину пространства. Благодаря высаживанию разновысоких растений удастся разделить сад на пространственные планы, проявить его объем и подчеркнуть глубину. Мы искусственно создаем многослойность и усиливаем восприятие перспективы.Высаживайте на удалении более высокие растения, а с приближением к точке обзора снижайте их высоту. Многоуровневая структура позволяет сделать сад более обзорным, он словно раскрывается перед зрителем. Даже глядя с одной точки, вы видите большее разнообразие растений. Благодаря этому сад кажется более пышным и наполненным, а цветники — более объемными.
Кроме того, ярусность отвлекает внимание от размеров участка. Высокий задний план, плавно переходящий в низкие уровни к центру, размывает границы. Этот прием особенно эффективен, когда за пределами участка просматривается еще более высокий ярус леса или одиночных деревьев.

Читайте также:  Бархатный зеленый налет на растениях

3. Используйте рельеф
Помимо природного подхода — соседства растений разной высоты — ярусный принцип поможет сформировать рельеф. В этом случае, помимо собственно высоты растений, объемную структуру можно получить за счет их размещения на разных уровнях. Используйте для этой цели естественные особенности рельефа либо создайте их искусственно. Террасы и каменистые горки идеально подходят для многоуровневого расположения растений. Такой подход, помимо участков на склонах, уместен и для тех ландшафтов, где нет возможности высаживать деревья и крупные кустарники, — из-за размеров участка, уровня грунтовых вод, каменистой почвы, либо близости коммуникаций.

Подпорные стенки и рельефные рокарии помогут использовать естественный потенциал участка и реализовать ярусный принцип размещения растений, которые в этом случае могут быть и вполне компактными. Нужный объем можно создать и на равнинном участке без проведения сложных земляных работ. Для ярусного размещения растений придайте клумбам и цветникам объемную форму. Подойдет и клумба простой купольной формы с возвышением в центре. Помимо стока лишней влаги, такой цветник улучшает обзор, искусственно задавая ярусность высаженным в нем растениям.
Другой вариант — создайте еще более выраженную структуру, формируя клумбу в виде пирамиды, поднимающейся спирали либо миниатюрных террас. Такая форма служит живым воплощением ярусного принципа, при этом выбор растений может быть самым простым.

Кстати, подобный прием можно использовать при высаживании плодовых культур и создании не только утилитарного, но и декоративного огорода.
4. Применяйте кашпо
Высаживание растений в кашпо — эффективный способ разнообразить сад. Таким образом можно выращивать однолетники, пряные травы и размещать теплолюбивые виды. Кроме того, кашпо помогут и при создании ярусных композиций.
Используйте емкости разного размера и формы. Высокие вытянутые кашпо визуально поднимут растения. Дополняйте их более низкими и совсем плоскими горшками, которые помогут создать выразительную разновысокую композицию.

При размещении кашпо в саду на фоне других растений также соблюдайте принцип ярусности — подберите им более высокий фон, либо, напротив, более низкое окружение.

Используйте главное свойство кашпо — мобильность. Размещая их на разных уровнях, вы создадите различные растительные ярусы при помощи сходного ассортимента видов. Подвесьте их на опорах, установите на ступени или край террасы, разместите на скамьях и просто на земле — и вы получите многоуровневый контейнерный сад.

Применяйте многоуровневые кашпо. Они, конечно, не столь мобильны, но идеально подходят для вертикального, ярусного размещения растений. 5. Совмещайте разные уровни озеленения
Чтобы придать саду объемную структуру, не ограничивайтесь каким-либо одним подходом. Помните о том, что в искусственных ландшафтах ярусность задается не только за счет подбора растений различной высоты, но также при помощи их грамотного применения и размещения. Используйте свойства и возможности культур, совмещайте разные уровни озеленения. Наряду со свободно растущими растениями применяйте стриженные формы, чтобы контролировать силуэт и высоту.

Перголы и подвесные кашпо помогут поднять растения на «новую высоту». Деревья на шпалере «работают в паре» со стеной, поэтому их используют в качестве фонового верхнего яруса, несмотря на небольшую высоту. При этом просто уменьшается общий масштаб композиции.

Благодаря выбору места и формы роста одни и те же культуры можно использовать на разных уровнях. Забираясь высоко по стене дома, плетистые виды, например, девичий виноград(Parthenocissus) (на фото), вполне могут по соперничать с деревьями за верхний ярус. Тот же девичий виноград, если высадить его как почво покровное растение, эффектно оформит нижний (приземный) ярус.

Именно поэтому любая классификация видов по принадлежности к тому или иному ярусу не сможет точно отразить возможности конкретного растения. Подбор садового ассортимента в любом случае остается творческой задачей. А ярусный принцип размещения растений — одним из возможных способов полнее использовать их потенциал и раскрыть декоративность сада.

Источник

Конспект занятия «Ярусное расположение растительности в лесу»

Дата проведения : 06.12.2017г.

Состав учебной группы: 12 человек (7 девочек, 5 мальчиков), 4 класс (10-11 лет).

Цель: познакомить учащихся с ярусным расположением растительности в лесных фитонценозах Ханты-Мансийского автономного округа.

Расширить знания учащихся о ярусности, основных жизненных формах растений, доминирующем виде;

Развивать умение распределять растения леса по ярусам;

3. Воспитывать активного защитника природы.

Форма учебного занятия: практическое занятие.

Читайте также:  Садовый цветок растение семейства лютиковых

Фома организации работы: групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.

Методы организации: беседа, рассказ, работа по инструктивным карточкам.

Тип занятия: изучение нового материала.

Образовательные технологии: системно-деятельнстный подход.

Материально-техническое оснащение занятия: ноутбук, проектор, инструктивные карточки, гербарий, презентация.

Организационный момент – 5 минут.

Рефлексия – 5 минут.

Повторение пройденного – 20 минут.

Основная часть – 30 минут.

Закрепление и обобщение пройденного – 20 минут.

Итог занятия – 5 минут.

Рефлексия – 5 минут.

Ребята! Сейчас я прочитаю загадку, а вы вспомните, о чем мы вели разговор на прошлых занятиях.

В начале нашего занятия я предлагаю вам поделиться вашим настроением со всеми окружающими, листья деревьев, которые я вам раздала, разделите пополам и раскрасьте одну из половинок в цвет вашего настроения.

III . ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.

Давайте вспомним, какие типы лесов можно встретить на территории ХМАО, и что такое тип леса?

Перед вами инструктивная карточка попробуйте определить, какому дереву принадлежат данные листья, и тип леса в котором это дерево может произрастать.

Ваши знания о древесных породах пригодятся вам при разгадывании кроссворда, кроме того, вы узнаете, кто заботится о лесе, охраняет его.

Ребята, а теперь поработаем с гербарием древесных пород.

Сегодня мы будем говорить с вами о ярусности. Как Вы думаете, что такое ярусность? Какое бы Вы дали определение данному понятию?

Зарисуем схему ярусного расположения растений в лесах ХМАО.

Ребята! Распределите предложенные растения по ярусам (работа по инструктивной карточке).

Мы теперь знаем, что такое ярусность, а как вы думаете, что такое основные жизненные формы растений?

Зарисуйте в тетрадях схему и заполните ее, вписав растения разных ярусов.

Как мы с вами говорили в начале занятия, существует несколько типов лесов, все они разные, а как вы думаете, от чего зависит, название лесного фитонценоза?

(Работа по инструктивной карточке).

V . ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.

Сейчас мы разделимся на команды. Для этого выберите квадраты разных цветов и по цветовой гамме разделитесь на три группы. Поочередно все команды будут выполнять задания ( работа по инструктивным карточкам ).

В конце занятия я предлагаю вам вернуться к нашим листочкам и отметить ваше настроение, раскрасив вторую их половину в цвет вашего настроения.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Лес — это самое прекрасное, это дом для растений и животных. Вспомните, когда вы последний раз были в лесу. Что вы чувствовали? Что вас окружало? Поделитесь своими впечатлениями.

Дети раскрашивают половинку листа основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – я готов действовать, активен;

желтый – я готов поиграть, весел;

зеленый — я готов работать самостоятельно, спокоен;

коричневый – я не хочу работать, мне грустно.

Тип леса – это совокупность лесных фитонценозов, произрастающих в сходных почвенно-гидрологических условиях и имеющих сходный видовой состав ярусов и сходную структуру сообществ.

Работа по иллюстрациям различных типов лесов (Демонстрационный материал).

Леса бывают лиственные, хвойные и смешанные. В округе преобладают хвойные леса: сосновые, кедрачи, елово-пихтовые и лиственничные. Из лиственных лесов преобладают березовые.

по программе «Растения, животные и человек

в экосистемах ХМАО. Охрана природы» I год обучения.

Определите, с какого дерева лист.

Назовите тип леса, в котором произрастают данные деревья.

Кто отгадает кроссворд, тот узнает название охранника леса.

Что является домом для ели? (Лес.)

Я сестра родная елки, но мои длинней иголки. (Сосна.)

Я обманщица большая, я всех вас перехитрю:
И не елка, не сосна я, а с иголками живу. (Лиственница.)

У какого дерева при малейшем ветерке дрожат ли сточки? (Осина.)

В ходе работы с гербарным материалом детям предлагается определить по 2 древесных породы и ответить на следующие вопросы:

Какое это дерево?

Лиственное оно или хвойное? Как ты это определил?

В каком типе лесов может произрастать?

(Например: Ель сибирская; хвойное дерево, определили по хвоинкам, иголочкам; произрастает в хвойном или смешанном лесу.)

Всякий биоценоз имеет свою собственную структуру. Она определяется расположением особей различных видов по отношению друг к другу, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Это пространственная структура.

Ярусность – распределение организмов в сообществах по вертикали. У растений ярусность вызвана конкуренцией за свет и воду, а у животных – за пищу.

Ярус — это структурная часть фитоценоза, объединяющая виды растений приблизительно равной высоты со сходной требовательностью к световому режиму во взрослом состоянии. Лесные фитонценозы имеют сложное ярусное строение. В лесной зоне ХМАО можно выделить 4 яруса: 1 ярус составлен деревьями, 2 ярус – кустарниками, 3 ярус – кустарничками и травянистыми растениями, 4 ярус – мхами и лишайниками. Ярус мхов и лишайников обычно располагается на уровне почвы, отчасти и на стволах деревьев. Ярус травянистой растительности бывает различной высоты (в сибирской тайге – до двух метров). Следующий ярус в лесу – кустарниковый. Он достигает восьмиметровой высоты. Последний лесной ярус – древесный, состоит из высоких деревьев. В соответствии с ярусным расположением растений распределяются в лесу и животные. Все, что растет на земле, для того чтобы выжить подчинено закону надземной ярусности . Этому закону подчинено все живое на земле. Такому же закону подчинено и всё живое под землей и растения, и животные и это закон подземной ярусности . Ярусность существует и в почве. Ее определяет характер залегания корневой системы различных растений.

Читайте также:  Когда какими удобрениями подкармливать растения

Схема ярусного расположения растений в лесном фитонценозе.

I – древесный ярус, состоящий из 2-х пологов, II – кустарниковый ярус, III – травяно-кустарничковый ярус, IV – мохово-лишайниковый ярус.

по программе «Растения, животные и человек

в экосистемах ХМАО. Охрана природы»

Распределите предложенные растения по ярусам, вписывая их названия в соответствующее окошко, напишите название яруса:

Береза, рябина, сосна обыкновенная, шиповник, брусника, кукушкин лен, кипрей, ландыш, осина, малина, сосна кедровая сибирская, голубика, ягель, купена, черника, плаун.

(1 ярус – древесный: береза, сосна обыкновенная, осина, сосна кедровая сибирская; 2 ярус – кустарниковый: рябина, шиповник, малина; 3 ярус — травяно-кустарничковы: брусника, кипрей, ландыш, голубика, купена, черника; 4 ярус — мохово-лишайниковый: кукушкин лен, ягель, плаун).

Жизненная форма – форма растения, возникшая в результате длительного приспособления к местным экологическим условиям (низкой температуре воздуха, и почвы, избыточной влажности, короткому вегетационному периоду и т.д.), выраженная в морфофизиологических особенностях. Основными жизненными формами растений нашего округа – деревья, кустарники, кустарнички и травы.

Деревья – жизненная форма растений с сохраняющимся всю жизнь многолетним одревесневшим главным стеблем (стволом) и ветвями, образующими крону. Основными деревообразующими породами таежных лесов ХМАО является сосна обыкновенная, кедр сибирский, ель сибирская, пихта сибирская, лиственница сибирская – хвойные; среди лиственных – береза, осина, в меньшей мере ивы и тополя.

Кустарники – многолетние деревянистые растения, ветвящиеся у самой поверхности почвы и не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, высотой до 6 м, продолжительностью жизни от 10 до 20 лет. К кустарникам относятся – рябина сибирская, спирея (таволга) иволистная, можжевельник обыкновенный, различные виды ив (корзиночная, серая, ушастая, лопарская, черничная), черемуха обыкновенная.

Кустарничек – низкорослый кустарник (высотой до 60 см). Выделяют вечнозеленые (брусника, клюква болотная, багульник болотный) и листопадные (черника, голубика, толокнянка).

Травы – это растения, не имеющие одревесневшего побега. Травянистые растения делятся на однолетние и многолетние. Основные представители травянистых растений ХМАО – кислица обыкновенная, вороний глаз, седмичник, линнея северная, грушанка, майник двулистный, кипрей и т.д.

Сосна кедровая сибирская – (Кедрач).

Ива обыкновенная – (Ивняк).

Каждой команде по очереди предлагается выполнить три задания, за правильное выполнение задания начисляются баллы команда, набравшая наибольшее количество баллов объявляется победителем и получает звание «Лучший знаток лесов ХМАО».

по программе «Растения, животные и человек

в экосистемах ХМАО. Охрана природы»

Дать полную характеристику 5 растений по схеме:

Дерево, кустарник, кустарничек, трава.

К какому ярусу относится.

В каком лесу произрастает: хвойном, лиственном, смешанном.

(Например: Рябина обыкновенная; кустарник; 2 ярус; произрастает в лиственном или смешанном лесу.)

За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты.

Перед вами иллюстрации растений и животных одного лесного фитонциноза. Зарисуйте схему ярусного распределения растений в данном фитонцинозе и назовите его.

(Например: Хвойный лес. Ель сибирская, пихта сибирская, майник двулистный, можжевельник обыкновенный, багульник, седмичник, сфагнум, кукушкин лен, белка, клест, куница, медведь, глухарь.)

За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты.

Определите растения по гербарию /предлагаются 5 растений/.

(Например: Ель сибирская, седмичник, голубика, кукушкин лен, шиповник).

За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты.

Что нового вы узнали на занятие?

Ярусность, что это, для чего она нужна растениям?

Доминирующий вид это?

Дети раскрашивают листья основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – мне понравилось занятие, я узнал много нового;

желтый – мне понравилось играть, я повеселился с друзьями;

зеленый – я узнал много интересного для себя, мне было комфортно;

коричневый – мне не понравилось занятие, я ничего не узнал.

Иванова, Н.А. Экология леса. Хрестоматия: учебно-методическое пособие/ Н.А. Иванова, Т.В. Сторчак, Г.Н. Гребенюк. Ханты-Мансийск, — 2006.

Тарабарина, Т.И. И учеба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова. Ярославль, — 1998.

Источник

Adblock
detector