Меню

Ярусы леса с примерами растений и животных

Ярусность леса

Для леса характерно ярусное расположение древесных растений. Во взрослом лесу основной полог леса образует древостой. В нем могут быть 2 — 3 яруса, отличающихся друг от друга по высоте. I ярус, самый верхний, составляют древесные породы-лесообразователи — главные породы (дуб, ель, сосна, береза и другие). II и III ярусы образуют древесные породы — спутники главных пород, их называют сопутствующими породами (липа, клен, вяз и другие). Их густота обычно значительно меньше I яруса. Иногда II ярус бывает представлен главными породами, но другого возрастного поколения, чем в I ярусе. Подчиненные ярусы в древостое выделяют, если разница их средних высот превышает 20% , а запас древесины составляет не менее 20% запаса основного яруса.

Под основным пологом леса размещается подлесок, состоящий из кустарников. Некоторые кустарники могут образовать самостоятельные заросли (терн, лох, ивы). Подлесок в зависимости от степени сомкнутости древостоя бывает редким или густым.

Важным структурным элементом леса является подрост — молодое поколение древесных растений, возникшее из проросших опавших семян. Особенно большую хозяйственную ценность представляет подрост главных древесных пород. Достаточное его количество может обеспечить возобновление леса при вырубке старого. Подрост под сомкнутым пологом леса живет сравнительно недолго (5 — 7 лет), дольше он выживает лишь в так называемых окнах, т. е. в местах, где сомкнутость верхнего полога нарушена и в просвет проникает к поверхности почвы достаточное количество света. Отмирающий подрост пополняется новым при очередном плодоношении древесных пород. Подрост находится в одном ярусе с подлеском.

Следующим ярусом леса является живой напочвенный покров состоящий из травянистых лесных растений, мхов, лишайников, грибов. Его состояние имеет большое значение в появлении и жизни подроста.

На поверхности земли в лесу образуется лесная подстилка, состоящая из опавших листьев, хвои, веточек, коры, цветков, плодов и других остатков растений и животных. Здесь находится мелкая фауна и большое количество микробов. При разложении лесной подстилки микроорганизмами почва обогащается гумусом и элементами минеральной пищи растений. Нижний слой лесной подстилки постепенно переходит в верхний горизонт почвы.

В расположении корней древесных растений также наблюдается ярусность. Корни главных древесных пород хотя и проникают на значительную глубину (5—б м), но все же основная их масса (90%) сосредоточена в верхнем (50—60 см) слое почвы.

Совокупность всех ярусов леса при некоторой их однородности на каком-либо участке земли называется лесным насаждением. Понятия «лесное насаждение» (будь то естественный или искусственный лес) и «однородный участок леса» равноценны.

Источник

Лесное природное сообщество: особенности, значение для человека, флора и фауна

Лесом называют огромные территории, на которых сосуществуют разнообразные растения и животные. Главной составляющей лесов являются деревья. Важную роль в этом природном сообществе играют кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы, микроорганизмы и животные. Лесные массивы занимают около 28% суши Земли.

Характеристика и виды лесов

Леса обычно разделяют на тропические, широколиственные, смешанные и хвойные. Большие лесные массивы встречаются как в Северном полушарии, так и Южном. Растительность тесно связана с окружающей средой, поэтому для каждого типа леса характерны свои представители флоры и фауны.

На формирование естественного леса требуются столетия. Периодически в него проникают новые виды растительности, приспосабливаясь к жизни в новых условиях. Видовой состав лесов также зависит от внешних факторов, таких как состав почв и климатические условия.

Какие организмы составляют сообщество леса?

Главной чертой лесного природного сообщества является ярусность. Деревья, кустарники и травы располагаются определенными слоями. Растения, таким образом, создают некую архитектуру, под которую подстраиваются лесные животные. В зависимости от количества ярусов сообщества бывают простыми и сложными.

Флора леса

Самой устойчивой системой считаются смешанные леса, лиственные и хвойные породы образуют симбиоз. Здесь растет дуб, граб, бук, сосна, ель. В ярусе кустарников встречается лещина, клен, рябина, черемуха. Нижний ярус занимают теневыносливые растения, мхи и грибы.

Доминантами хвойников являются пихты, сосны, лиственницы и кедры. Эти деревья нуждаются в холодном климате. На среднем уровне можно встретить кизил, можжевельник, клен колосистый и жимолость. Мир травянистых растений представлен крапивой, папоротником, чистотелом, земляникой. Кору деревьев покрывают мхи и лишайники.

Верхний ярус широколиственных лесов — это дубы, клены, ильмы, вязы. Подлесок состоит из жимолости, бересклета и различных плодовых кустарников. В травяном покрове господствует сныть, осока, медуница, подснежник.

Самое большое биологическое разнообразие наблюдается в тропических лесах. Деревья верхнего яруса вырастают до 80 м. Их ветви обвивают лианы и эпифиты. Растительная масса обладает высокой мощью.

Фауна леса

Тропические леса обладают наибольшим видовым разнообразием фауны среди всех лесов мира. Растительноядные животные обитают в кронах деревьев, а хищники прекрасно лазают по деревьям. Самыми многочисленными млекопитающими являются приматы, из хищников можно выделить ягуара и пуму. В тропиках много сумчатых, птиц и земноводных.

Лесные сообщества умеренного пояса более скудны по разнообразию флоры и фауны, особенно тайга. Типичными представителями биогеоценозов являются белки, куницы, росомахи, зайцы, бобры, кабаны, олени и лоси. Мир хищников представлен тиграми, волками, лисами и медведями. Пернатые занимают средний ярус деревьев.

Экологические связи сообщества леса

Лес представляет собой сложную экосистему, все составляющие которой зависят друг от друга. Сосуществование некоторых растений нельзя назвать мирным. Они конкурируют за природные ресурсы, такие как солнечный свет, вода и почва. Деревья, кустарники и травы перерабатывают солнечную энергию в процессе фотосинтеза, вырабатывая органические вещества. Растениями питаются грибы, бактерии и животные. За разложение органики на простые вещества отвечают сапрофиты.

Значение сообщества леса для человека

Лес производит чистый воздух, обеспечивает водой, благотворно сказывается на здоровье человека и регулирует климат планеты. Зеленые массивы снижают содержание пыли и вредных веществ в воздухе, сохраняют и поддерживают численность животных, защищают территории от негативных геологических факторов. Помимо этого, лесное сообщество дает человеку древесину, без которой сложно представить нашу жизнь.

Влияние человека на лес

Процветанию лесного сообщества препятствует интенсивная распашка земель, строительство городов и дорог. Бесконтрольное использование биологических ресурсов ведет к истощению леса. Пагубное влияние оказывают систематические пожары и незаконная вырубка. Многие виды животных оказались на грани исчезновения в результате браконьерской деятельности человека.

Охрана сообщества леса

Наиболее эффективной мерой по сохранению зеленых лесных массивов является создание национальных парков и заповедников. На этих территориях запрещена любая деятельность человека, и лесное сообщество может существовать по своим законам. Однако тотальная вырубка ведет к тому, что в охране нуждаются все леса, иначе они исчезнут с лица Земли в скором будущем. Каждый человек должен проявлять заботу к этой хрупкой экосистеме. Нельзя провоцировать пожары, наносить вред животным, заниматься бесконтрольным собирательством.

Читайте также:  Животные и растения открытые в последние годы

Источник

Физические характеристики хвойного леса

Хвойные леса – это биомы хвойных или вечнозеленых деревьев. Бореальный лес или тайга – это крупнейший хвойный лес в мире, простирающийся по всему северному полушарию, от тундры в Канаде и на Аляске до севера Азии и Европы. Хвойные леса состоят из трех ярусов: кроны, кустарников и лесной подстилки. Каждый ярус отличается особыми видами растительности.

Ярусы хвойного леса
Хвойный лес, как и все другие леса, имеет ярусы – от кроны до лесной подстилки. Высокие вечнозеленые деревья, такие как сосна, ель и тсуга, создают крону хвойного биома. Эти деревья выдерживают экстремальные температуры северного полушария. Небольшие листопадные деревья и кустарники образуют ярус кустарников, в то время как папоротники, мох и кислотоустойчивые цветы образуют лесную подстилку. Каждый ярус является средой обитания животных, которые не могут обитать в других условиях.

Ярус кроны
Деревья верхнего яруса – вечнозеленые. Они являются мягкой древесиной, которая используется в строительстве домов и изготовлении мебели. Сплошная вырубка хвойных деревьев приводит к экологическим катастрофам, таким как оползням и исчезновению видов животных. В то время как лесные пожары тоже уничтожают вечнозеленые леса, жар от пожаров необходим для зарождения новой жизни. Такие сорта хвойных деревьев как секвойя требуют экстремально высоких температур для раскрытия плодов с семенами. В вечнозеленых лесах обитают многочисленные мелкие животные и птицы.

Ярус кустарников
Лещина рогатая, клен колосистый, жимолость и кизил – это лишь некоторые из кустарников, которые растут на кислой почве под хвойными деревьями. Эти кустарники обеспечивают пищу для мелких травоядных животных, которые обитают в лесу. Они хорошо растут в тени. В тайге часто встречается черника и кальмия.

Лесная подстилка
Подстилка хвойного леса наполнена жизнью. Мхи и лишайники хорошо разрастаются благодаря темной и сырой среде. Папоротники и дикие цветы также хорошо растут на кислой почве. В болотах тайги можно встретить клюкву, мелкие орхидеи и насекомоядные растения. Насекомоядные растения сохраняют баланс насекомых в лесах. Многие растения лесной подстилки обладают лечебными свойствами, местные жители раньше использовали их в качестве лекарств.

Источник

Ярусность – это что? Как проявляется ярусность биоценоза?

Любой природный комплекс неоднороден по своей внутренней структуре. Все его элементы находятся на разных уровнях, занимая определенные ниши. Экология называет это ярусностью. Подробнее об этом явлении мы и поговорим в статье.

Ярусность биоценоза

Все животные, растения, микроорганизмы и грибы, существующие на конкретной местности в воде или на суше, в совокупности представляют собой биоценоз. Это целостная и динамичная система, которая обладает строгой структурой. Один из принципов организации биоценоза это – ярусность. Проявляется она в закономерном расположении элементов природы по вертикали. Иными словами, это размещение всех растений и организмов на определенных уровнях.

Ярусность – это результат длительных эволюционных процессов. Благодаря ей, на одном квадратном метре может жить большое количество различных существ. Если бы они занимали одну нишу, им просто не хватило бы места и пищи. Рассредоточившись на различных высотах и приспособившись к обитанию на них, они смогли значительно повысить свои шансы на выживание и уменьшили конкуренцию между собой.

Пространственная ярусность бывает наземной и подземной. В первом случае, к ней относят всех организмов, которые живут на земле и над ее поверхностью. Во втором – обитателей различных глубин грунта.

Ярусность растений

В растительном сообществе каждый уровень представляет группу видов, которые имеют примерно одинаковую высоту своих органов: стеблей, листьев, цветков, а также корней, клубней, корневищ. Выделяют около пяти ярусов, которые, как правило, образованы разными жизненными формами:

  • Древесный (иногда делится на верхний и нижний).
  • Кустарниковый.
  • Кустарниково-травяной.
  • Мхово-лишайниковый.

Деревья представляют самый высокий уровень. В лесу они побеждают в борьбе за солнечный свет, получая основную его часть. Выше всего поднимаются березы, дубы, буки, грабы, сосны и ели, а также секвойи, кедры, пальмы. Ниже размещаются кустарники и карликовые деревья, формируя подлесок. Они представлены орехом, рябиной, яблоней и т. д.

Следующий уровень занимают травянистые растения и низкие кустарники. Здесь могут быть различные ягодные виды, целебные травы и цветы. В наших лесах этот ярус представляют ландыши, крокусы, зверобой, брусника, черника и другие виды. Под ними, как правило, располагаются разнообразные мхи и лишайники.

Вне леса, на открытой местности, многие породы подлеска могут занимать наивысшие уровни, так как не испытывают конкуренции от других деревьев. В пустынях и тундрах самый высокий ярус часто представляют кустарниковые формы и травы, иногда – только мхи и лишайники.

Животный мир

В животном мире ярусность касается не роста организмов, а высот, на которых они обитают. Обычно выделяют:

Геобии – это все обитатели почв. К ним относятся как совсем мелкие животные вроде червей, мокриц и микроорганизмов, так и крупные землероющие виды – слепыши, кроты, цокоры, суслики, тушканчики.

Верхние слои почвы и лесной подстилки населяют герпетобии, а мхи – бриобии, и к тем и к другим могут относиться улитки, жуки, клещи, безногие земноводные.

Филлобии – это жители трав и кустарников. Они представлены всевозможными беспозвоночными, паукообразными, пресмыкающимися, различными млекопитающими и птицами, которые гнездятся в зарослях.

Самые высокие ярусы населяют аэробии. К ним относятся многие птицы, белки, летучие мыши, обезьяны, различные гусеницы и другие насекомые.

Ярусность относится не только к суше, проявляется она и в водной среде. Морские и речные организмы разделяют на поверхностные (планктон), пелагические (лососи, акулы, дельфины, медузы), донные или бентос (мидии, раки, крабы, скаты, камбалы).

Проблемы в классификации

Ярусность – это очень относительное понятие. Она проявляется по-разному, в зависимости от особенностей местности. Например, во влажных экваториальных лесах существует огромное количество видов организмов, поэтому разграничить их на уровни бывает довольно сложно.

Проще всего это сделать в лесах, которые созданы одним видом деревьев. Особенно хорошо ярусность прослеживается в дубравах, кедровых и березовых рощах, ельниках, борах. А вот на лугах все не так однозначно. Там травы и мхи могут создавать дополнительные уровни, границы между которыми тоже не слишком заметны.

Читайте также:  Растения у воды в средней полосе

Кроме того, существует понятие «внеярусности», благодаря растениям, которые нельзя причислить ни к одному уровню. Такими являются лианы, эпифиты и паразиты. Первые растут абсолютно в любом направлении, а их высота зависит от опоры, которая окажется рядом. Если поблизости будет дерево, лиана может достигнуть высокого яруса, если опоры не будет вообще, то она будет стелиться по земле, оказавшись на самом нижнем уровне. Похожая ситуация возникает с эпифитами и паразитами, которые обитают на других растениях и размещаются на различных высотах.

Источник

Структура леса

Лес — это среда обитания, в которой доминирующей формой растительности являются деревья. Они встречаются во многих регионах и климатических зонах по всему миру, например, тропические леса в бассейне Амазонки, умеренные леса восточной части Северной Америки и бореальных леса в Северной Европе.

Видовой состав деревьев часто уникален для каждого отдельного леса, некоторые леса состоят из сотен видов деревьев, а другие менее чем из десятка. Леса постоянно меняются и проходят через ряд этапов сукцессии, в течение которой видовой состав в пределах леса изменяется. Таким образом, обобщение лесных местообитаний практически невозможно. Тем не менее, несмотря на изменчивость лесов нашей планеты, есть некоторые основные структурные характеристики, которые могут помочь нам лучше понять как леса, так и животных населяющих их.

Зрелые леса состоят из нескольких вертикальных слоев (ярусов). К ним относятся:

  • лесная подстилка;
  • слой трав;
  • слой кустарников;
  • подлесок;
  • полог (навес) леса;
  • верхний ярус.

Эти различные слои обеспечивают мозаику местообитаний и позволяют диким животным обосноваться в различных карманах обитания в рамках общей структуры леса.

Лесная подстилка часто состоит из слоя гниющих листьев, веток, упавших деревьев, экскрементов животных, мха и другого детрита. Лесная подстилка, где происходит переработка, грибов, насекомых, бактерий, червей, являются важным организмом леса, который расщепляет отходы жизнедеятельности для повторного использования и утилизации всей лесной системы.

Травы — слой леса, где преобладают травянистые растения, таких как травы, папоротники, полевые цветы, и другой травяной покров. Растительность в травяном ярусе часто получает небольшое количество свет и в лесах с густыми навесами, теневыносливые виды преобладают в травяном слое.

Кустарники — слой леса характеризующий древесной растительности, которая растет сравнительно близко к земле. Кустарники растут в местах с достаточным освещением, чтобы поддержать рост куста.

Подлесок состоит из незрелых или небольших деревьев, которые короче, чем деревья формирующие полог. Подлесок служит приютом для широкого круга животных. Когда в навесе образуются пробелы, то зачастую деревья подлеска пользуются открытым пространством и растут, чтобы заполнить открывшееся окно в навесе.

Полог леса — слой, где кроны деревьев формируют из своих крон густой навес.

Верхний ярус состоит из деревьев чьи кроны растут выше основной части полога (навеса) леса.

Источник

«Экскурсия: «Лес, ярусы леса»
учебно-методический материал по экологии

Цели экскурсии:

  1. Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.
  2. Научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.
  3. Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природных объектов с натуры.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya_les_yarusy.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

«Экскурсия: лес, ярусы леса»

Подготовила педагог ДО

  1. Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.
  2. Научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.
  3. Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природных объектов с натуры.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.
  1. Блокноты и простые карандаши.
  2. Маленькие грабельки и совок.
  3. Нож.
  1. Выучить наизусть отрывки из стихотворений, приведенные ниже

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Юный лес в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет.

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

  1. Разделить детей на 3 группы.
  2. Приготовить задания для практической работы по группам.

Задание для 1 группы.

  1. Какие растения относятся к первому ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

  1. Пронаблюдайте за деревьями: какие животные селятся среди их ветвей, в дуплах, под корой (попросите помощи у учителя).
  2. * Подумайте, почему эти животные поселились именно на деревьях?
  3. Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 2 группы.

  1. Какие растения относятся ко второму ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

  1. Пронаблюдайте за кустарниками: какие животные селятся среди их ветвей, под корой (попросите помощи у учителя), у корней.
  2. * Подумайте, почему эти животные поселились именно на кустарниках?
  3. Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 3 группы.

  1. Какие растения относятся к третьему и четвертому ярусу?

Назовите и покажите эти растения .

Как их отличить друг от друга?

  1. Пронаблюдайте за травами и мхами: какие животные селятся среди них (воспользуйтесь грабельками и совком)
  2. * Подумайте, почему эти животные поселились именно на нижних ярусах?
  3. Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве.

Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.

  • Как нужно вести себя на природе?
  • Где вы можете ходить?
  • Что можете делать?
  • Чего нельзя делать на природе?

2. Вводная беседа.

  • Ребята, где мы с вами находимся?
  • Вам здесь нравится?
  • Гуляя по лесу, я часто вспоминаю различные стихотворения. Может быть с вами тоже это происходит?
  • Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните.

(Дети читают наизусть четверостишия.)

— Понравились вам отрывки из стихотворений?

— Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)

  • А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)
  • О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)
  • А какое время года сейчас?
  • Какой сейчас месяц, год и число?
  • Какая погода стоит на дворе?
  • Как выглядит лес осенью?

— А что такое лес?

  • Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)
  • Чем они отличаются друг от друга?
  • Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.
  • На какие группы можно разделить растения этого леса? Найдите несколько вариантов ответа. (1. Хвойные и лиственные. 2. Деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Может встретиться ответ: высокие, средние и низкие растения.)
  • Не мешают ли расти друг другу растения леса? ( Нет, потомучто они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи.)
  • Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.
  • А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы.

(Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)

  • Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)
  • Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)
  • * К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.)
  1. Практическая работа.
  • Только ли растения живут в лесу?
  • Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких еще живых существ лес является родным домом.
  • Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя.

(Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)

6. Отчет по практической работе.

По сигналу педагога группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий.

  1. Подведение итогов экскурсии.
  • Понравилась ли вам экскурсия?
  • Какие открытия вы сделали сегодня?
  • Как размещаются растения и животные в лесу?
  • * Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?
  • Как нужно относиться к растениям, животным и почему?
  • Зачем нужен лес?

ЛЕСНЫЕ ЭТАЖИ И ВЛАДЕНИЯ

Мы знаем, что лес—это многоэтажный дом. И все этажи этого дома заняты птицами. Есть птицы, которые живут в подвальных этажах. Обычно их дом находится по берегам лесных рек. Они делают свои гнёзда в земле на обрывистом берегу реки. Так живут ласточки-береговушки.

На нижних этажах живёт соловей, козодой. Мы уже знаем, что соловей делает своё гнездо под кустом и прячет его. А козодой кладёт яйца прямо на земле и потом сидит на них, прикрывая их собой от врагов. Рябчик делает своё гнездо в виде глубокой ямки, а лесной конёк —под кустом или маленькой ёлочкой. На нижних этажах также живут славки.

А вот свиристели—жители средних этажей. Они делают свои гнёзда в старых заболоченных лесах. В средних этажах делает своё большое гнездо кедровка. А коршун —житель только высоких этажей. Ястреба можно назвать жителем чердачного этажа. Своё гнездо он делает на самом высоком дереве. Мы говорили сейчас об открыто гнездящихся птицах. Но и дуплогнёздники живут на разных этажах леса.

Ниже всех из дуплогнёздников живёт синичка-гаичка. Она делает своё гнездо недалеко от земли. Её «старшая сестра»—лазоревка—тоже живёт в нижних этажах, но может жить и в средних. А самая старшая—большая синица—предпочитает средние и высокие этажи.

Горихвостка делает своё гнездо в дуплах, которые находятся в самом низу среднего этажа, а мухоловка—на средних этажах и иногда на высоких. Пищуха живёт на средних этажах, а гнездо поползня можно увидеть и в средних этажах, и в нижних.

Почти все лесные птицы живут на определённых этажах. Конечно, в одном лесу всех лесных птиц никогда не увидишь. Одни птицы живут только в хвойных лесах, например корольки, клесты, чижи. Другие—в смешанных или лиственных. А есть среди птиц и такие, гнёзда которых ты никогда не увидишь в лесах средней полосы. Здесь нет гнёзд свиристелей и чечёток. Эти птицы прилетают к нам только зимой, а весной они улетают на север и там делают свой гнёзда. Но в любом месте, в любом лесу птицы живут на определённом «этаже».

В лесах нашего округа можно встретить птиц: тетерева, глухаря, поползеня, дятла, клеста, ястреб-перепелятник, ястреб-тетеревятник, канюк, коршун черный неясыть серую, ушастая сова, сипуха, синица большая, трясогузка, сойка; зверей: белку, зайца, бурундука, лемминг, мышь, гадюка, крота и лесную мышь; насекомых: мух, муравьев, бабочек, пауков; растения: грибы, мох кукушкин лен и сфагнум, первоцвет, мать-и-мачеху, копытень, шиповник, бруснику, чернику, ель обыкновенную, сосну, пихту, сосну сибирскую(кедр), дуб, березу, осину, ясень, лесную малину.

При подготовке к экскурсии была использована литература:

  1. Дмитриев Ю. Д. Необыкновенное путешествие в обыкновенный Лес. — М.: Русский язык, 1991.
  2. Петров В. В. Растительный мир нащей Родины. – М.: Просвещение, 1981.
  3. Сухарев Ю. Ф. Природоведение //Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). – Самарская область, г. Чапаевск, 1996.

Источник

Adblock
detector