Меню

Ярусы растений в лесу экскурсия

Экскурсия «Биогеоценоз леса»

Экскурсия проводится в лиственный (березовый) лес во время распускания листьев.

Оборудование: сантиметр, веревка 10 м, блокноты, карандаши, определитель растений.

Вступительная беседа. На этой экскурсии мы рассмотрим организацию лесного биогеоценоза, выясним некоторые основные формы взаимодействия составляющих его компонентов. Но сначала давайте вспомним, что называют биогеоценозом. (В ходе беседы надо подчеркнуть, что основным свойством биогеоценоза является характер взаимоотношений между его компонентами.)

Проведение экскурсии. Перед нами участок лиственного леса. Рассмотрим, как располагаются друг относительно друга деревья, кустарники, травянистые растения. (Понятие ярусности.)

Ярусность – это расположение органов ассимиляции растений (листьев) на разной высоте над землей в зависимости от их потребности в свете.

Учащимся надо показать на пробной площадке ярусы растительного сообщества и вместе с ними определить, какими видами образован каждый ярус. Есть еще одна форма ярусности – «ярусность во времени». Все ли взрослые растения одновременно проходят одну и ту же фенологическую фазу или находятся в разных фазах развития (вегетация, бутонизация, цветение, созревание семян)? Какое значение для растений имеет неодновременное развитие? (Первоцветы – хохлатки, медуница лекарственная, примулы – развиваются до распускания листьев на деревьях. До распускания листьев цветут и ветроопыляемые растения.)

Как возрастные изменения основных лесообразующих пород воздействуют на все компоненты биогеоценоза? (При изменении сомкнутости крон под пологом леса меняются освещенность, температура, влажность воздуха и почвы, видовой состав и обилие микроорганизмов, простейших, круглых и кольчатых червей и других беспозвоночных. Изменения микроклиматических условий и свойств почвы сказываются на состоянии подроста, подлеска и травяного яруса).

Стоит обратить внимание учащихся на эпифиты – растения, которые используют другие растения как субстрат. Например, на коре деревьев живут мхи, лишайники, водоросли. Одноклеточные водоросли (протококк, хлорококк) образуют на коре деревьев ярко-зеленые порошкообразные налеты. Плодовые тела грибов-трутовиков на стволах деревьев – пример паразитических отношений между грибами и растениями.

Чем сильнее выражены ярусность и мозаичность растений, тем больше в сообществе мест обитания для животных, грибов, бактерий. Все ярусы – «этажи» леса – взаимодействуют между собой. Отмершие ветви, листья попадают в надпочвенный ярус, где происходит интенсивное разложение органического вещества. Вода и минеральные вещества из подземных ярусов переходят в надземные ярусы.

Вертикальное и горизонтальное расчленение свойственно и подземной части биогеоценоза, корням трав и деревьев. Для этих ярусов характерна микориза – симбиотические взаимоотношения между высшим растениями и грибами. Почва населена водорослями, грибами, простейшими и другими беспозвоночными, микроорганизмами.

Растения составляют основу собщества, так как именно в них сосредоточена основная масса органического вещества; они определяют структуру и облик биогеоценоза, внутренний климат, видовой состав, обилие и размещение животных, грибов и микроорганизмов.

Биоценотическая роль животных состоит в потреблении и разрушении органического вещества, синтезированного растениями, в создании органического вещества для консументов более высоких трофических уровней. Оcнoвнaя часть биомассы животных лесного биоценоза представлена беспозвоночными.

Биогеоценоз существует длительное время, но он постоянно изменяется. Это связано с колебаниями температуры, влажности и освещенности и с изменениями микроклимата и почвы под влиянием взаимодействия органических компонентов сообщества между собой.

Если есть возможность, можно продемонстрировать различия в структуре соседних биогеоценозов – например, видовой состав растений и ярусность в овраге, у ручья будут другими, чем в окружающем лесу. Границы биогеоценозов определяются границами входящих в них растительных сообществ.

Самостоятельная работа учащихся

1. Составить краткую характеристику по ярусам. Определить видовой состав верхнего яруса и подроста. Выяснить, какие виды преобладают в каждом из них, каково состояние растений.

2. Подсчитать количество деревьев каждого вида на площади 10х10 м, приблизительно определить их высоту.

1. Изучить состав верхнего яруса. Выяснить, какие деревья здесь являются господствующими. Описать внешний вид по плану: форма ствола, состояние кроны (густая или редкая, узкая или широкая, на какой высоте расположена, наличие отмерших сучьев).

2. Сделать вывод о том, какой вид деревьев (из преобладающих) находится в лучшем состоянии; что происходит с деревьями других видов. Какое влияние друг на друга оказывают эти виды деревьев?

1. Изучить состав и состояние деревьев и кустарников нижних ярусов, травянистых растений. Определить, какие жизненные формы образуют тот или иной ярус.

2. Выявить у ряда видов растений черты приспособленности к совместному проживанию (к поглощению света, опылению, распространению семян и др.)

1. Рассмотреть молодые всходы, подрост и высказать предположения о дальнейшей судьбе биогеоценоза, направлениях его изменения.

2. Рассмотреть лесную подстилку, ее состав, степень разложения листьев, толщину слоя подстилки, высказать предположения о ее значении в жизни биогеоценоза.

1. Найти обитающих на участке животных (или следы их жизнедеятельности), установить их связи с растениями, черты приспособленности к жизни в данном биогеоценозе.
(Следует обратить внимание на активно летающих насекомых-опылителей, на тлей и других насекомых, питающихся веществами растений.)

2. Укажите биоценотические связи между животными и растениями, сформированные на основе питания.

1. Определить сезонные изменения в жизни биогеоценоза (растений и животных) на изучаемом участке.

2. Установить последствия деятельности человека, его влияние на биогеоценоз, высказать предположения о том, какие мероприятия необходимо проводить для охраны данного биогеоценоза.

1. Какие компоненты входят в состав биогеоценоза? (Неорганические – воздух, горные породы, вода и органические – животные и растения – микроорганизмы.)

2. Чем они связаны между собой? (Круговоротом веществ и потоком энергии.)

3. Какими путями осуществляется взаимодействие органических и неорганических компонентов лесного биогеоценоза? (При фотосинтезе поглощается солнечная энергия, связывается углекислота, создается органическое вещество и выделяется кислород. Дыхание сопровождается потерей энергии в виде тепла, поглощением кислорода и выделением углекислоты. В атмосферу растения выделяют воду и различные фитонциды. Корни растений выделяют в почву большое количество различных веществ.
Вода, выпавшая в виде осадков, вымывает из почвы различные химические соединения. Кроны деревьев задерживают осадки. Мышевидные грызуны, перемешивая лесную подстилку с верхним слоем почвы, улучшают ее аэрацию и способствуют проникновению влаги.
Опад определяет состав и обилие почвенных животных и микроорганизмов. При разложении опада пополняются запасы ряда минеральных веществ в почве.)

Читайте также:  Каждое ее действие на растение

4. Почему толщина лесной подстилки не увеличивается с каждым годом? (Микроорганизмы быстро разлагают опад, а продукты разложения включаются в круговорот веществ данного биогеоценоза.)

5. Каковы цепи питания в данном биогеоценозе? Приведите пример. (Тли питаются соками растений, божьи коровки поедают тлей. Гусеницы бабочек питаются листьями растений, гусениц едят птицы и жужелицы. Жужелиц едят птицы и насекомоядные млекопитающие.)

Источник

«Экскурсия: «Лес, ярусы леса»
учебно-методический материал по экологии

Цели экскурсии:

  1. Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.
  2. Научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.
  3. Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природных объектов с натуры.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya_les_yarusy.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

«Экскурсия: лес, ярусы леса»

Подготовила педагог ДО

  1. Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.
  2. Научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.
  3. Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природных объектов с натуры.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.
  1. Блокноты и простые карандаши.
  2. Маленькие грабельки и совок.
  3. Нож.
  1. Выучить наизусть отрывки из стихотворений, приведенные ниже

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Юный лес в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет.

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

  1. Разделить детей на 3 группы.
  2. Приготовить задания для практической работы по группам.

Задание для 1 группы.

  1. Какие растения относятся к первому ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

  1. Пронаблюдайте за деревьями: какие животные селятся среди их ветвей, в дуплах, под корой (попросите помощи у учителя).
  2. * Подумайте, почему эти животные поселились именно на деревьях?
  3. Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 2 группы.

  1. Какие растения относятся ко второму ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

  1. Пронаблюдайте за кустарниками: какие животные селятся среди их ветвей, под корой (попросите помощи у учителя), у корней.
  2. * Подумайте, почему эти животные поселились именно на кустарниках?
  3. Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 3 группы.

  1. Какие растения относятся к третьему и четвертому ярусу?

Назовите и покажите эти растения .

Как их отличить друг от друга?

  1. Пронаблюдайте за травами и мхами: какие животные селятся среди них (воспользуйтесь грабельками и совком)
  2. * Подумайте, почему эти животные поселились именно на нижних ярусах?
  3. Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве.

Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.

  • Как нужно вести себя на природе?
  • Где вы можете ходить?
  • Что можете делать?
  • Чего нельзя делать на природе?

2. Вводная беседа.

  • Ребята, где мы с вами находимся?
  • Вам здесь нравится?
  • Гуляя по лесу, я часто вспоминаю различные стихотворения. Может быть с вами тоже это происходит?
  • Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните.

(Дети читают наизусть четверостишия.)

— Понравились вам отрывки из стихотворений?

— Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)

  • А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)
  • О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)
  • А какое время года сейчас?
  • Какой сейчас месяц, год и число?
  • Какая погода стоит на дворе?
  • Как выглядит лес осенью?

— А что такое лес?

  • Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)
  • Чем они отличаются друг от друга?
  • Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.
  • На какие группы можно разделить растения этого леса? Найдите несколько вариантов ответа. (1. Хвойные и лиственные. 2. Деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Может встретиться ответ: высокие, средние и низкие растения.)
  • Не мешают ли расти друг другу растения леса? ( Нет, потомучто они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи.)
  • Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.
  • А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы.

(Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)

  • Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)
  • Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)
  • * К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.)
  1. Практическая работа.
  • Только ли растения живут в лесу?
  • Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких еще живых существ лес является родным домом.
  • Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя.

(Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)

6. Отчет по практической работе.

По сигналу педагога группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий.

  1. Подведение итогов экскурсии.
  • Понравилась ли вам экскурсия?
  • Какие открытия вы сделали сегодня?
  • Как размещаются растения и животные в лесу?
  • * Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?
  • Как нужно относиться к растениям, животным и почему?
  • Зачем нужен лес?

ЛЕСНЫЕ ЭТАЖИ И ВЛАДЕНИЯ

Мы знаем, что лес—это многоэтажный дом. И все этажи этого дома заняты птицами. Есть птицы, которые живут в подвальных этажах. Обычно их дом находится по берегам лесных рек. Они делают свои гнёзда в земле на обрывистом берегу реки. Так живут ласточки-береговушки.

На нижних этажах живёт соловей, козодой. Мы уже знаем, что соловей делает своё гнездо под кустом и прячет его. А козодой кладёт яйца прямо на земле и потом сидит на них, прикрывая их собой от врагов. Рябчик делает своё гнездо в виде глубокой ямки, а лесной конёк —под кустом или маленькой ёлочкой. На нижних этажах также живут славки.

А вот свиристели—жители средних этажей. Они делают свои гнёзда в старых заболоченных лесах. В средних этажах делает своё большое гнездо кедровка. А коршун —житель только высоких этажей. Ястреба можно назвать жителем чердачного этажа. Своё гнездо он делает на самом высоком дереве. Мы говорили сейчас об открыто гнездящихся птицах. Но и дуплогнёздники живут на разных этажах леса.

Ниже всех из дуплогнёздников живёт синичка-гаичка. Она делает своё гнездо недалеко от земли. Её «старшая сестра»—лазоревка—тоже живёт в нижних этажах, но может жить и в средних. А самая старшая—большая синица—предпочитает средние и высокие этажи.

Горихвостка делает своё гнездо в дуплах, которые находятся в самом низу среднего этажа, а мухоловка—на средних этажах и иногда на высоких. Пищуха живёт на средних этажах, а гнездо поползня можно увидеть и в средних этажах, и в нижних.

Почти все лесные птицы живут на определённых этажах. Конечно, в одном лесу всех лесных птиц никогда не увидишь. Одни птицы живут только в хвойных лесах, например корольки, клесты, чижи. Другие—в смешанных или лиственных. А есть среди птиц и такие, гнёзда которых ты никогда не увидишь в лесах средней полосы. Здесь нет гнёзд свиристелей и чечёток. Эти птицы прилетают к нам только зимой, а весной они улетают на север и там делают свой гнёзда. Но в любом месте, в любом лесу птицы живут на определённом «этаже».

В лесах нашего округа можно встретить птиц: тетерева, глухаря, поползеня, дятла, клеста, ястреб-перепелятник, ястреб-тетеревятник, канюк, коршун черный неясыть серую, ушастая сова, сипуха, синица большая, трясогузка, сойка; зверей: белку, зайца, бурундука, лемминг, мышь, гадюка, крота и лесную мышь; насекомых: мух, муравьев, бабочек, пауков; растения: грибы, мох кукушкин лен и сфагнум, первоцвет, мать-и-мачеху, копытень, шиповник, бруснику, чернику, ель обыкновенную, сосну, пихту, сосну сибирскую(кедр), дуб, березу, осину, ясень, лесную малину.

При подготовке к экскурсии была использована литература:

  1. Дмитриев Ю. Д. Необыкновенное путешествие в обыкновенный Лес. — М.: Русский язык, 1991.
  2. Петров В. В. Растительный мир нащей Родины. – М.: Просвещение, 1981.
  3. Сухарев Ю. Ф. Природоведение //Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). – Самарская область, г. Чапаевск, 1996.

Источник

Экскурсия: лес, ярусы леса.

1.Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.

2.Научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

3.Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природных объектов с натуры.

4.Воспитывать бережное отношение к природе.

1.Блокноты и простые карандаши.

2Маленькие грабельки и совок.

1.Выучить наизусть отрывки из стихотворений, приведенные ниже:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Юный лес в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет.

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

2.Разделить класс на 3 группы.

3.Приготовить задания для практической работы по группам.

Задание для 1 группы.

1) Какие растения относятся к первому ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

2) Пронаблюдайте за деревьями: какие животные селятся среди их ветвей, в дуплах, под корой (попросите помощи у учителя).

3) Подумайте, почему эти животные поселились именно на деревьях?

4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 2 группы.

1) Какие растения относятся ко второму ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

2) Пронаблюдайте за кустарниками: какие животные селятся среди их ветвей, под корой (попросите помощи у учителя), у корней.

3) Подумайте, почему эти животные поселились именно на кустарниках?

4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 3 группы.

1) Какие растения относятся к третьему и четвертому ярусу?

Назовите и покажите эти растения .

Как их отличить друг от друга?

2) Пронаблюдайте за травами и мхами: какие животные селятся среди них (воспользуйтесь грабельками и совком)

3) Подумайте, почему эти животные поселились именно на нижних ярусах?

4) Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Ход экскурсии.

Организационный момент.

Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве. Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.

— Как нужно вести себя на природе?

— Где вы можете ходить?

— Что можете делать?

— Чего нельзя делать на природе?

Ребята, где мы с вами находимся?

Вам здесь нравится?

Гуляя по лесу, я часто вспоминаю различные стихотворения. Может быть с вами тоже это происходит?

Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните.(Дети читают наизусть четверостишия.)

Понравились вам отрывки из стихотворений?

Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)

А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)

О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)

А какое время года сейчас?

Какой сейчас месяц, год и число?

Какая погода стоит на дворе?

Как выглядит лес 30 марта?

3.Изучение новой темы.

А что такое лес?

Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)

Чем они отличаются друг от друга?

Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.

На какие группы можно разделить растения этого леса? Найдите несколько вариантов ответа. (1. Хвойные и лиственные. 2. Деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Может встретиться ответ: высокие, средние и низкие растения.)

Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потому что они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи.)

Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.

А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы. (Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)

Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)

Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)

К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.)

Практическая работа.

Только ли растения живут в лесу?

Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких еще живых существ лес является родным домом.

Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя (или бригадира).

(Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)

5.Отчет по практической работе.

По сигналу учителя группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий.

6.Подведение итогов экскурсии.

Понравилась ли вам экскурсия?

Какие открытия вы сделали сегодня?

Как размещаются растения и животные в лесу?

Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?

Как нужно относиться к растениям, животным и почему?

Источник

Adblock
detector