Меню

Ярусы растений в лесу урок

Конспект урока ознакомления с окружающим миром на тему: «Ярусы леса». 2-й класс

Класс: 2

Предмет “Окружающий мир” по программе С. П. Баранова и Л. И. Буровой подразделяется на четыре блока.

Первый (1-й класс) называется “Природа вокруг тебя”. В этом блоке предполагается изучение тех природных объектов и явлений, с которыми ребенок встречается в повседневной жизни.

Второй блок предмета “Окружающий мир” (2-й класс) представлен курсом “День и ночь на Земле”. Цель изучения этого блока состоит в том, чтобы сформировать первоначальные научные представления детей о Солнце и вращении Земли вокруг воображаемой оси, и как следствие — суточных ритмах в жизни всей природы планеты, в т п.ч. и человека.

Третий блок предмета “Окружающий мир” (3-й класс) представлен курсом “Времена года на Земле”. Целью изучения данного курса является формирование у учащихся знаний о положении планеты Земля в Солнечной системе, о вращении Земли вокруг Солнца и зависимости природных объектов и явлений от количества солнечного тепла и света, попадающего на отдельные территории нашей планеты.

Четвертый блок предмета “Окружающий мир” (4-й класс) представлен курсом “Наш край на планете Земля”. Целью данного курса является осознание природных, экологических взаимосвязей, закономерностей своего края на основе закономерностей планеты и космоса, изученных в течение предыдущих трех лет обучения. Раскрываются понятия и изучаются конкретные объекты природы, сообщества края с учетом экологических проблем глобального и регионального характера.

Конспект урока ознакомления с окружающим миром
2 класс (1–4)

Тема урока: Ярусы леса.

Цели:

  1. Способствовать формированию у детей естественнонаучной картины мира.
  2. Учить детей устанавливать закономерности в природе.
  3. Дать конкретные знания по ярусам леса и закрепить эти знания.
  4. Обобщить знания детей по теме “Лес”
  5. Формировать умение самостоятельно изучать природу.
  6. Развивать логику суждений, наблюдательность, воображение, речь. Формировать у детей экологическую культуру.
  7. Воспитывать умение работать в группе.
  8. Развивать основные психические функции: мышление, восприятие, чувствование, мотивации, впечатления.

Оборудование: листы гербария растений леса, корзинка для сбора ягод и грибов, карточки на столах учащихся, сигнальные карточки зеленого и красного цвета.

I. Актуализация имеющихся у детей знаний о природе

В начале урока дети сидят за партами, которые расставлены так, чтобы центр класса был свободен.

– Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие, а куда, вы скажете мне, выслушав отрывок из стихотворения Н. Рубцова

У сгнившей лесной избушки
Меж белых столов бродя,
Люблю собирать волнушки
На склоне осеннего дня.
Летят журавли высоко
Под куполом светлых небес
И лодка, шурша осокой,
Плывет по каналу в … (лес.)

– Но отправляться в лес можно лишь заручившись знаниями. Почему?

Тренинг № 1

На партах у детей лежат заранее отпечатанные тренинги.

Шаг №1. Самостоятельно. Найди среди перечисленных понятий природные сообщества.

Луг, поле, трава, болото, дерево, лес, водоем, кустарник, сад, мхи, лишайники.

Шаг № 2. Работа в паре. Обсудите в группе и придите к единому мнению. Найдите среди перечисленных понятий природные сообщества.

Луг, поле, трава, болото, дерево, лес, водоем, кустарник, сад, мхи, лишайники.

Дети сначала выполняют работу самостоятельно, затем совещаются друг с другом в парах и приходят к единому мнению. Когда группа выполняет задание, поднимают сигнальные карточки зеленого цвета.
Учитель слушает мнение нескольких групп, остальные сигнализируют согласие или несогласие сигнальными карточками зеленого или красного цвета. Затем учитель сообщает экспертную оценку.

Экспертная оценка: Луг, поле, болото, лес, водоем, сад.

– Поднимите руки, у кого мнение группы совпало с экспертной оценкой полностью. У кого есть одно или два несовпадения?
Сегодняшний урок поможет вам закрепить имеющиеся у вас знания и во время проведения следующего тренинга чувствовать себя более уверено.
Что такое природное сообщество? Прочитайте оставшиеся слова. Как их назвать одним словом? (Растения)
Теперь можно отправляться в лес.

II. Изучение нового материала в процессе систематизации и интеграции субъективного опыта учащихся

– Какие леса можно встретить в Вологодской области? Какие еще бывают леса?

1. Работа в тетрадях и на доске

– Напиши названия лесов в нужный столбик.

Учитель читает описание леса, а дети записывают его название в нужный столбик.

ХВОЙНЫЕ ЛИСТВЕННЫЕ СМЕШАННЫЕ

Лес, где растут ели? (Ельник)
Лес, где растут сосны? (Сосновый бор)
Лес, где растут березы? (Березняк)
Какие еще бывают леса? (Ольшаник, дубрава)

2. Ресурсный круг

Дети выходят в центр класса и встают в круг. Учитель встает вместе с детьми. “Зачем человек ходит в лес? О чем должен помнить человек в лесу?”.
Дети передают корзинку по кругу и высказываются, мысленно складывая в корзинку вновь полученные знания. Учитель высказывается последним, подводя итог всему, что сказали дети.
Ученики садятся за парты

Тренинг № 2.

Шаг №1. Самостоятельно. Выбери правила поведения в лесу, приемлемые для вас.

  • Пучеглазую лягушку, скользкого ужа нужно как можно скорее прогнать с дороги. А лучше бы их совсем не было.
  • В лесу можно кричать, бросаться листьями, рвать цветы и плести венки, сколько захочешь, ведь в лесу их много.
  • Старайся не шуметь в лесу, а то он затаится, и мы о нем ничего не узнаем.
  • Звери всякие нужны, звери всякие важны.
  • Деревья не ломайте, траву не топчите!

Шаг № 2. Работа в паре. Обсудите в группе и придите к единому мнению.

  • Пучеглазую лягушку, скользкого ужа нужно как можно скорее прогнать с дороги. А лучше бы их совсем не было.
  • В лесу можно кричать, бросаться листьями, рвать цветы и плести венки, сколько захочешь, ведь в лесу их много.
  • Старайся не шуметь в лесу, а то он затаится, и мы о нем ничего не узнаем.
  • Звери всякие нужны, звери всякие важны.
  • Деревья не ломайте, траву не топчите!

Дети сначала выполняют работу самостоятельно, затем совещаются друг с другом в парах и приходят к единому мнению. Когда группа выполняет задание, поднимают сигнальные карточки зеленого цвета.
Учитель слушает мнение нескольких групп, остальные сигнализируют согласие или несогласие сигнальными карточками зеленого или красного цвета. Затем учитель сообщает экспертную оценку.

Экспертная оценка:

  1. Старайся не шуметь в лесу, а то он затаится, и мы о нем ничего не узнаем.
  2. Звери всякие нужны, звери всякие важны.
  3. Деревья не ломайте, траву не топчите!
Читайте также:  Садовые растения цветущие желтым цветом

– Поднимите руки, у кого мнение группы совпало с экспертной оценкой полностью. У кого есть одно или два несовпадения?
Если у вас не все получилось, не расстраивайтесь, в следующий раз все обязательно получится.
Какими глазами смотрят на нас горящие деревья? Посмотрите так друг на друга. Что вы увидели в этих глазах?
Закройте глаза, вспомните лес, где вы недавно были походите мысленно по нему, какие деревья там растут? Что растет у самой земли? Что растет чуть повыше?

Рассказы детей и попутная работа в тетради и на доске. На доску прикрепляются иллюстрации растений, которые растут в лесу, так, чтобы стали видны ярусы леса. Ученики в тетрадях выполняют соответствующие зарисовки.

  • 3-ий ярус – деревья
  • 2-ой ярус – кустарники, полукустарники
  • 1-ый ярус – мхи, травы, лишайники.

Тренинг № 3

Шаг №1. Самостоятельно рассмотрите листы гербария и определите, в каком ярусе находится ваше растение. (У детей на партах лежат различные гербарные экземпляры растений.)

Шаг № 2. Работа в паре. Обсудите в группе и придите к единому мнению. Рассмотрите листы гербария и определите, в каком ярусе находится ваше растение?

Дети сначала выполняют работу самостоятельно, затем совещаются друг с другом в парах и приходят к единому мнению. Когда группа выполняет задание, поднимают сигнальные карточки зеленого цвета.
Учитель слушает мнение нескольких групп, остальные сигнализируют согласие или несогласие сигнальными карточками зеленого или красного цвета. Затем учитель сообщает экспертную оценку.

– Составляем свой лес на доске. (Прикрепляют листы гербария в нужный ярус).
– Как растения приспособились жить все вместе?
– Одинаковое ли количество света получают растения?

Любят свет
светолюбивые
Растут в тени
теневыносливые

Приведите свои примеры. (Составляют схему на доске).

Ученики называют различные породы деревьев, растения, которые можно встретить в лесу и записывают их названия в нужный столбик.

III. Закрепление изученного материала

– Осень – пора сбора ягод и грибов. Давайте назовем правила их сбора.

Ученики выходят в центр класса и встают в круг.
Передают корзинку и называют правила сбора ягод и грибов, складывая мысленно их в корзинку. Учитель высказывается последним, подводя итог всему, что сказали дети.

IV. Проверка изученного

Проверочный тест.

  1. В лесу можно заметить … ярусов.
  2. Самые верхние ярусы образуют … .
  3. Ниже расположены … .
  4. Еще ниже … .
  5. Можно выделить 2 группы растений по отношению к свету: … и …

V. Рефлексия

– К какому дереву в лесу вы бы подошли? О чем бы спросили его? Приготовьте к следующему уроку рассказ о съедобных дикорастущих растениях леса.

Источник

Конспект урока познание мира «Растения. Ярусы леса»

Конспект урока «растения. Ярусы леса», На уроке дети учатся различать, какие растения к какому ярусу относятся.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока познание мира «Растения. Ярусы леса»»

Урок «Познание мира» в 1 классе

Учитель: Дзюба Наталья Михайловна.

Город Усть – Каменогорск,

Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа № 26».

Тема: «Растения. Ярусы леса»

Цель: показать разнообразие растений, изучить сходство и различие групп растений.

познакомить учащихся с группами растений и их признаками;

учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;

воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.

— Ребята, отгадайте загадку:

Есть у меня зеленый друг, веселый друг, хороший.

Он нам протянет сотни рук, и тысячи ладошек. (Лес). Слайд 1.

— А кто из вас был в лесу?

— Какие растения вы знаете? К какой природе мы относим растения – живой или неживой? Почему? Работать будем в группах.

— А что нужно для жизни растений? Слайд 2.

НЕ случайно мы вспомнили о растениях, так как сегодня мы узнаем о них много нового. Ученые изучали растения и пришли к выводу, что не все растения похожи друг на друга, поэтому они разделили их на несколько групп. Слайд 3..

— А как вы думаете, по каким признакам ученые разделили группы растений?

— Что такое группа растений?

Обратимся к словарю. Слайд 4.

— Значит, для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений. Итак, первая группа.

Чтобы определить, какие растения относятся к этой группе, нам надо решить примеры. И если мы правильно решим, то узнаем, как называются растения этой группы. Слайд 5 – 6.

( Вместо каждого ответа на 6 слайде появляются буквы, название группы).

1 — д, 2 – е, 3 – р, 4 – е, 5 – в, 6 – ь, 7 – я. Слайд 7.

Попробуйте отгадать, о каких деревьях идет речь? Слайд 8.

1). Высоконько стоит, далеконько глядит,

Станет старушкой, будет избушкой. (Сосна).

2). Я из бочки – крошки вылез, корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч, ни боюсь ни гроз, ни туч. (Дуб).

3). В колыбельке подвесной, летом житель спит лесной.

Осень пестрая придет, на зубок он попадет. (Орех).

4). У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

5). Русская красавица стоит на поляне.

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза).

— Как одним словом назвать эти растения? Какие бывают деревья? Как называются деревья, на которых растут листочки? А если на дереве иголочки? Деревья бывают хвойные и лиственные. Они составляют первый ярус в лесу и в саду. Потому, что им нужно много света и тепла.

Дерево могуче, дерево сильно,

Ведь в земле корнями оно закреплено.

Рассмотри подробнее его, не поленись:

Ствол дереву опора, убегает ввысь.

Ты потрогай твердую древесную кору –

Надежно защищает оно дерево в лесу. Слайд 9.

— Рассмотрите деревья. Какие у них стволы, сколько их? Назовите части дерева.

Вывод: у деревьев – ствол один.

«Физминутка» Слайд 10.

— Ну что же, вы внимательно и активно работали и прежде, чем перейти к следующему заданию, немного отдохнем.

— А теперь узнаем название 2 яруса. Ой, что случилось? Налетел ветер и рассыпал буквы. Давайте соберем слово.

У всех на столе ромашка с цифрами на каждом лепестке. На каждом лепестке буква. Нужно записать эти буквы по порядку и мы прочитаем название следующей группы растений. Слайд 11.

Читайте также:  Что за растение каперсы колючие

— Какие растения относятся к кустарникам?

1. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина).

2. Черных ягод пышный куст – хороши они на вкус. (Смородина)

3. Растет зеленый куст с белыми и розовыми душистыми цветами: дотронешься – поранит. (Шиповник). Слайд 12.

— Чем отличается дерево от кустарника? Сравните. Слайд 13.

— А теперь давайте узнаем, какие растения относятся к третьему ярусу. Чтобы узнать, как называются растения этой группы, нужно сложить пазл. Какая группа быстрее. Что получилось? Какие растения относятся к третьей группе?

Нужно дальше продвигаться, на другой этаж пробраться,

В мире трав побывать и о них многое узнать.

Отгадать загадки. Слайд 14.

1). Эй, звоночки, синий цвет, с языком, а звону нет. (Колокольчики).

2). Белые горошки, на зеленой ножке. (Ландыш).

3). Я шариком пушистым, белею в поле чистом,

А дунул ветерок, остался стебелек. (Одуванчик).

4). Пробивается росток, удивительный цветок.

Из – под снега вырастает, солнце глянет, расцветает. (Подснежник).

5). Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдешь.

Ярко – синий и пушистый, только жаль, что не душистый. (Василек).

— Корни у трав бывают разные. Это зависит от места, где они растут. Много в почве влаги, корни короткие, а мало влаги – длинные. Третий ярус радует нас своими цветами. На земле много лекарственных трав.

— Давайте подведем итог. Вы как настоящие ученые изучили признаки различных групп и видов растений. Давайте проанализируем и обобщим свои знания. Каждой группе картинка с растениями одного яруса и таблица. Сейчас вам нужно будет, опираясь на статью учебника и полученные знания, заполнить её. Подумайте, какие признаки отличают растения каждой группы.

1 группа – деревья, 2 группа – кустарники, 3 группа – травы.

Вывод: у дерева — ствол один, у кустарника — несколько стволиков, у трав — мягкие сочные стебли. Слайд 15.

Ученик: Лес не только для нашей забавы,

Он богатство огромной страны.

Все деревья в нем, кустарники, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

— Ну что же, теперь вы сами сможете различать растения разных групп. Давайте посмотрим, как у вас это получится.

— Проведем игру. Выберите лишнее растение и объясните, по каким признакам оно отличается.

1. Береза, малина, дуб, ель

2. Ромашка, роза, сосна, подорожник.

3. Смородина, сирень, георгин, крыжовник.

Домашнее задание (слайд). Слайд 16.

Итог урока. Релаксация.

— А теперь скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?

— Что было самым трудным?

— А что больше всего понравилось делать?

— Что помогало вам справиться с заданиями?

— Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали?

— К какой природе мы относим растения – живой или не живой? Почему?

Выставление оценок. Наш закончился урок – спасибо за внимание.

Будем рады новой встрече, всем вам до свидания!

Источник

«Экскурсия: «Лес, ярусы леса»
учебно-методический материал по экологии

Цели экскурсии:

  1. Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.
  2. Научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.
  3. Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природных объектов с натуры.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya_les_yarusy.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

«Экскурсия: лес, ярусы леса»

Подготовила педагог ДО

  1. Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.
  2. Научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.
  3. Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природных объектов с натуры.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.
  1. Блокноты и простые карандаши.
  2. Маленькие грабельки и совок.
  3. Нож.
  1. Выучить наизусть отрывки из стихотворений, приведенные ниже

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Юный лес в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет.

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

  1. Разделить детей на 3 группы.
  2. Приготовить задания для практической работы по группам.

Задание для 1 группы.

  1. Какие растения относятся к первому ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

  1. Пронаблюдайте за деревьями: какие животные селятся среди их ветвей, в дуплах, под корой (попросите помощи у учителя).
  2. * Подумайте, почему эти животные поселились именно на деревьях?
  3. Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 2 группы.

  1. Какие растения относятся ко второму ярусу?

Назовите и покажите их.

Как их отличить друг от друга?

  1. Пронаблюдайте за кустарниками: какие животные селятся среди их ветвей, под корой (попросите помощи у учителя), у корней.
  2. * Подумайте, почему эти животные поселились именно на кустарниках?
  3. Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Задание для 3 группы.

  1. Какие растения относятся к третьему и четвертому ярусу?

Назовите и покажите эти растения .

Как их отличить друг от друга?

  1. Пронаблюдайте за травами и мхами: какие животные селятся среди них (воспользуйтесь грабельками и совком)
  2. * Подумайте, почему эти животные поселились именно на нижних ярусах?
  3. Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.

Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве.

Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.

  • Как нужно вести себя на природе?
  • Где вы можете ходить?
  • Что можете делать?
  • Чего нельзя делать на природе?

2. Вводная беседа.

  • Ребята, где мы с вами находимся?
  • Вам здесь нравится?
  • Гуляя по лесу, я часто вспоминаю различные стихотворения. Может быть с вами тоже это происходит?
  • Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните.

(Дети читают наизусть четверостишия.)

— Понравились вам отрывки из стихотворений?

— Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)

  • А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)
  • О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)
  • А какое время года сейчас?
  • Какой сейчас месяц, год и число?
  • Какая погода стоит на дворе?
  • Как выглядит лес осенью?

— А что такое лес?

  • Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)
  • Чем они отличаются друг от друга?
  • Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.
  • На какие группы можно разделить растения этого леса? Найдите несколько вариантов ответа. (1. Хвойные и лиственные. 2. Деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Может встретиться ответ: высокие, средние и низкие растения.)
  • Не мешают ли расти друг другу растения леса? ( Нет, потомучто они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи.)
  • Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.
  • А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы.

(Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)

  • Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)
  • Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)
  • * К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.)
  1. Практическая работа.
  • Только ли растения живут в лесу?
  • Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких еще живых существ лес является родным домом.
  • Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя.

(Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)

6. Отчет по практической работе.

По сигналу педагога группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий.

  1. Подведение итогов экскурсии.
  • Понравилась ли вам экскурсия?
  • Какие открытия вы сделали сегодня?
  • Как размещаются растения и животные в лесу?
  • * Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?
  • Как нужно относиться к растениям, животным и почему?
  • Зачем нужен лес?

ЛЕСНЫЕ ЭТАЖИ И ВЛАДЕНИЯ

Мы знаем, что лес—это многоэтажный дом. И все этажи этого дома заняты птицами. Есть птицы, которые живут в подвальных этажах. Обычно их дом находится по берегам лесных рек. Они делают свои гнёзда в земле на обрывистом берегу реки. Так живут ласточки-береговушки.

На нижних этажах живёт соловей, козодой. Мы уже знаем, что соловей делает своё гнездо под кустом и прячет его. А козодой кладёт яйца прямо на земле и потом сидит на них, прикрывая их собой от врагов. Рябчик делает своё гнездо в виде глубокой ямки, а лесной конёк —под кустом или маленькой ёлочкой. На нижних этажах также живут славки.

А вот свиристели—жители средних этажей. Они делают свои гнёзда в старых заболоченных лесах. В средних этажах делает своё большое гнездо кедровка. А коршун —житель только высоких этажей. Ястреба можно назвать жителем чердачного этажа. Своё гнездо он делает на самом высоком дереве. Мы говорили сейчас об открыто гнездящихся птицах. Но и дуплогнёздники живут на разных этажах леса.

Ниже всех из дуплогнёздников живёт синичка-гаичка. Она делает своё гнездо недалеко от земли. Её «старшая сестра»—лазоревка—тоже живёт в нижних этажах, но может жить и в средних. А самая старшая—большая синица—предпочитает средние и высокие этажи.

Горихвостка делает своё гнездо в дуплах, которые находятся в самом низу среднего этажа, а мухоловка—на средних этажах и иногда на высоких. Пищуха живёт на средних этажах, а гнездо поползня можно увидеть и в средних этажах, и в нижних.

Почти все лесные птицы живут на определённых этажах. Конечно, в одном лесу всех лесных птиц никогда не увидишь. Одни птицы живут только в хвойных лесах, например корольки, клесты, чижи. Другие—в смешанных или лиственных. А есть среди птиц и такие, гнёзда которых ты никогда не увидишь в лесах средней полосы. Здесь нет гнёзд свиристелей и чечёток. Эти птицы прилетают к нам только зимой, а весной они улетают на север и там делают свой гнёзда. Но в любом месте, в любом лесу птицы живут на определённом «этаже».

В лесах нашего округа можно встретить птиц: тетерева, глухаря, поползеня, дятла, клеста, ястреб-перепелятник, ястреб-тетеревятник, канюк, коршун черный неясыть серую, ушастая сова, сипуха, синица большая, трясогузка, сойка; зверей: белку, зайца, бурундука, лемминг, мышь, гадюка, крота и лесную мышь; насекомых: мух, муравьев, бабочек, пауков; растения: грибы, мох кукушкин лен и сфагнум, первоцвет, мать-и-мачеху, копытень, шиповник, бруснику, чернику, ель обыкновенную, сосну, пихту, сосну сибирскую(кедр), дуб, березу, осину, ясень, лесную малину.

При подготовке к экскурсии была использована литература:

  1. Дмитриев Ю. Д. Необыкновенное путешествие в обыкновенный Лес. — М.: Русский язык, 1991.
  2. Петров В. В. Растительный мир нащей Родины. – М.: Просвещение, 1981.
  3. Сухарев Ю. Ф. Природоведение //Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). – Самарская область, г. Чапаевск, 1996.

Источник

Adblock
detector